В пресс-центре МИА «Россия сегодня» уже в 9‑й раз прошла ежегодная Всероссийская встреча руководителя Рособрнадзора Анзора МУЗАЕВА с родителями учащихся. По традиции она была посвящена разъяснению тех моментов, которые волнуют родительскую и педагогическую общественность.
В длинном и обстоятельном вступлении глава ведомства отметил, что многие вопросы, которые ему задают родители, повторяются из года в год, однако это не значит, что их следует игнорировать. Также Анзор Ахмедович в очередной раз подчеркнул: главный принцип Рособрнадзора – максимальная открытость в принятии решений, информированность граждан о предстоящих изменениях, а также стремление учесть все те конструктивные замечания и предложения, которые поступают от людей. Следствием этого стало, например, проведение устной части на госэкзамене по иностранным языкам, возвращение итогового сочинения, проведение экзаменов по информатике на компьютерах и т. д.
В СССР была довольно распространена аналитическая формулировка «по сравнению с 1913‑м…». Анзор Музаев же сравнил текущую картину с 2013‑м. Он напомнил, что 10 лет назад были совсем не редки утечки заданий госэкзамена в Интернет, грубые нарушения процедуры проведения этого испытания, сплошь и рядом встречались «ЕГЭ-туристы» (дети, которые из одного региона переезжали в другой, потому что там сдать экзамен было гораздо проще), выпускникам, не стесняясь, помогали выполнять задания и учителя, и родители, и вообще посторонние люди. Но благодаря принятым мерам (читай – после того как Рособрнадзор возглавил Сергей Кравцов) уже с 2014 года значительно повысилась объективность, количество нарушений резко сократилось. Теперь по стране более 7000 пунктов проведения экзамена работают по единым правилам, везде введены единые требования, создан институт прошедших обучение общественных наблюдателей (их уже более 16000). Плюс ко всему для выявления злоупотреблений на экзаменах используется нейросеть. Как результат – на территории нашей огромной страны встречаются лишь единичные нарушения.
– ЕГЭ – экзамен с большими ставками, и я прекрасно понимаю волнение учеников и родителей, – констатировал Музаев. – И именно поэтому мы категорически против каких-либо резких движений и кардинальных изменений, дабы не провоцировать стрессы. Нам часто советуют что-то серьезно изменить, но мы считаем, что об этом надо сообщать заранее, за год минимум, а лучше за два, после 9‑го класса, чтобы у ребят был выбор – либо учиться дальше и готовиться к ЕГЭ, либо уходить в колледж. Но, если честно, что касается стрессов, могу со всей ответственностью сказать: сильнее всего детей нервируют вовсе не рамки металлоискателей на входе в ППЭ, не видеокамеры, не наблюдатели и даже не нейросети, а постоянный прессинг со стороны родителей и, к сожалению, учителей на тему «не сдашь ЕГЭ – будешь дворником!». Мы часто говорим, что надо любить ребенка и принимать его любым независимо от того, как он сдал экзамены. А на деле так получается далеко не всегда. Поэтому, уважаемые родители, отнеситесь к своим детям с пониманием. В конце концов, колледж или техникум после 9‑го класса далеко не худший вариант.
Ну а далее была череда вопросов, как полученных по телефону и электронной почте, так и заданных лично присутствовавшими на пресс-конференции родителями.
– Правда ли, что теперь можно менять уровень математики на ЕГЭ с базового на профильный и наоборот?
– Да, можно, надо лишь предупредить об этом за две недели, потому что нам нужно время подготовиться к этому.
– Зачем нужны ВПР в 10‑11‑х классах? Ведь это дополнительная нагрузка на выпускников!
– Когда школьник поставлен перед фактом необходимости писать ВПР (по сути, аналог министерской контрольной работы, которую писали все школьники СССР), причем делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи и подсказки, у него повышается ответственность и появляется мотивация к учебе. Это касается и всех экзаменов как таковых, без них лишь отдельные люди способны всего себя отдавать учебе и работать на результат. Внутренняя мотивация для немногих, а в реальности надо ставить людей в жесткие рамки необходимости. Хочу сказать, что разработчики заданий ВПР – лучшие предметники федерального уровня, лучшие эксперты. А сами проверочные работы призваны вскрыть недоработки каждого отдельного учителя и пробелы каждого ученика. Но это ни в коем случае не натаскивание, не отвлекание от подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. ВПР выявляет реальный уровень подготовки по тем или иным предметам, и отнюдь не только по тем, которые нужны для поступления в вуз! ФГОС должны освоить все, и ВПР этому помогает. А еще хочу напомнить: не хотите писать ВПР по этим предметам, значит, когда-нибудь вам их предложат сдавать в виде ЕГЭ. Поэтому пока об отмене ВПР в 10‑11‑х классах речи быть не может.
– Когда будет опубликовано расписание ЕГЭ-2024?
– Оно пока обсуждается с субъектами, после этого мы проведем регистрацию итогового документа в Минюсте и до конца этого или в начале следующего года его вам представим.
– Практика показала, что в Москве можно подготовиться к ЕГЭ даже со второго полугодия 11‑го класса. Но когда все-таки лучше начинать и где можно альтернативно подготовиться к экзаменам?
– Не должно быть альтернативных мест для сдачи экзамена помимо школы. С 1‑го по 11‑й класс московские школы и профильные классы ведут огромную работу, система выстроена очень хорошо, поэтому альтернативных мест я бы на вашем месте не искал. Напомню: Москва участвовала в международных исследованиях как отдельный субъект, и 300 образовательных организаций столицы продемонстрировали уровень лучших школ мира! А оставшиеся тоже недалеко от них. Поэтому надо готовиться не к ЕГЭ, а просто хорошо учиться, причем с 1‑го класса. Доверяйте школе!
– ВПР для детей с ОВЗ: как они будут проходить на новых территориях?
– Долгие годы ЕГЭ люди воспринимали как страшилку. И детям с ОВЗ была предоставлена возможность поступать в вузы без экзаменов. Но потом оказалось, что подавляющее число ребят не пользовались этим, они предпочли сдавать как все. То же в принципе касается и ВПР. Мы не планировали проводить эти проверки для такой категории учащихся, но сейчас видим, что они не хотят отличаться от остальных! И в Обществе слепых, кстати, тоже выступают за единые подходы. Наша позиция проста: дети должны сами решать, как им удобно.
– Планируется ли разрешить сдавать ЕГЭ на компьютере по таким предметам, как физика, химия, профильная математика?
– Не планируется. Опыт ЕГЭ по информатике, который теперь сдают на компьютере, показал, что это очень дорого, но дело даже не в этом, думаю, нет смысла переводить в тот же формат испытания по предметам естественно-научного цикла. Компьютер ведь повышает скорость обработки ответов, но только если они представлены в стандартизированном виде, то есть в тестовой форме. А в физике, химии, математике развитие экзаменов идет в направлении наибольшего внимания к заданиям с развернутым ответом. К тому же набор формул на компьютере – очень сложное дело. Поэтому пока никаких изменений тут не предвидится. Может, когда-нибудь, в далеком будущем, это станет реальностью, а сейчас – нет.
– Будут ли внесены изменения и дополнения в условия проведения экзаменов для детей с ОВЗ?
– Мы ежегодно несколько раз встречаемся с объединениями, представляющими таких детей, учитываем все их рекомендации. Но за последние два года не поступило ни одного предложения о том, как сделать экзамен для них более комфортным. Будут предложения – присылайте, обсудим, учтем.
– В новостях часто пишут про использование в тех или иных регионах нейросетей при проведении экзаменов. Какой же от них все-таки эффект? Планируется ли внедрить их повсеместно?
– Сейчас в этом проекте участвуют 84 региона, и это хорошо, ведь нейросеть работает с большими данными и постоянно учится, для нее чем больше информации, тем лучше. В 2020 году ею было выявлено 17 нарушений, в дальнейшем подтвержденных людьми, в 2023 году – уже 500 нарушений. Но она всего лишь обращает внимание на что-то подозрительное, а окончательное решение выносят все-таки специалисты, которые смотрят запись и оценивают, что же там было на самом деле. Уверен, технология будет улучшаться.
– Можно ли отказаться от сдачи в формате ЕГЭ предмета по выбору и не приходить на экзамен?
– Да, можно. Об этом часто спрашивают. Такой шаг ничем не карается, но желательно сообщить об этом заранее, хотя даже если не предупредите, все равно ничего не будет. Нам важно спланировать количество мест в ППЭ, предусмотреть нужное количество материалов. А вот в 9‑м классе, напомню, детям необходимо сдать два предмета по выбору, это обязательно, и вот тут неявка может серьезно повлиять на получение аттестата.
– Каких изменений ожидать на ВПР в 2024 году?
– Могу точно сказать, что мы не будем проводить ВПР по иностранному языку. Это консолидированное решение Рособрнадзора, учителей и родителей. Все остальное остается. Что касается 11‑го класса, пока обсуждается. Но содержательно изменений тоже не будет.
– Планируется ли в 2024 году проведение пробных экзаменов для учеников?
– Если брать федеральный уровень, то 5 марта и 15 мая пройдет апробация во всех школах, дети-выпускники получат КИМы, смогут попробовать, взвесить свои возможности. Субъекты тоже проводят аналогичные мероприятия, и в Москве, например, часто такое практикуют. Помимо этого ежегодно проводится ЕГЭ для родителей, обычно это бывает в феврале-марте, это очень популярное мероприятие, сам в нем регулярно участвую. А еще есть акция «Я сдам ЕГЭ» с привлечением лучших учеников и выпускников. В этом году уникальная история – с 5 ноября открывается большая выставка, которая продлится до апреля, там можно записаться, приехать и написать ВПР, ЕГЭ (ОГЭ пока нет, но это обсуждается). График вывешен на сайте Рособрнадзора.
– В родительских чатах обсуждается, обязаны ли люди давать согласие на обработку персональных данных при сдаче ГИА. Есть ли какие-либо новости?
– На самом деле согласия выпускника на это не требуется, и мы здесь даже не нарушаем Закон «О персональных данных». Но есть очень небольшая категория детей, у которых в принципе нет персональных данных – ни СНИЛС, ни паспорта, и для них разработан особый регламент.
– Может ли быть допущен к экзамену ребенок, который не подал заявление на экзамен?
– Не может, потому что процедура серьезная, требует серьезной подготовки со стороны Рособрнадзора, региона, школы и пр. Это самая массовая процедура, которая ежегодно проходит в стране, – более 700000 выпускников 11‑х классов, около 1200000 выпускников 9‑х классов плюс выпускники прошлых лет, и их надо обеспечить всем необходимым. Поэтому тут какие-либо сюрпризы исключены.
– В рамках снижения документальной нагрузки введен Единый перечень документов для работников школ. А когда такие же документы будут введены для воспитателей детсадов, колледжей и вузов?
– Проекты перечней обязательных документов разработаны для педагогов вузов, СПО и воспитателей детских садов. В ближайшее время начнется апробация новых подходов, а к началу следующего учебного года планируется утвердить перечни документов, за пределами которых педагоги не обязаны будут составлять никаких отчетов, по всем уровням образования.
– Когда ученики школ новых регионов должны определиться с формой сдачи итоговой аттестации?
– Выпускникам 9‑х классов в этом году предстоит сдавать государственный выпускной экзамен по русскому языку и математике, выпускникам 11‑х классов – ЕГЭ или ГВЭ по русскому языку или математике по их выбору. Также при желании они могут сдать предметы ЕГЭ по выбору. Допуском к ГИА, как и для выпускников других регионов, для них будет зачет за итоговое собеседование и сочинение. Мы понимаем, что учителя и ученики из новых регионов не занимались по нашим стандартам, поэтому здесь необходимы мягкий подход и время для адаптации.
– Обязаны ли выпускники с ОВЗ и инвалиды школ новых территорий участвовать в итоговом сочинении?
– Да, это обязательно для всех, включая новые республики. Но вместо сочинения дети с ОВЗ будут писать изложение.
– Сравнительно недавно был прецедент, когда итоговую аттестацию ученикам разрешали проводить в формате промежуточной аттестации. Будет ли эта практика распространена и расширена?
– Во время пандемии коронавируса это окно возможности было открыто, и нас постоянно спрашивают о перспективах. По этому поводу есть два полярных мнения. Согласно первому надо дать такое право тем, кто не идет в вузы. Согласно второму это может сильно снизить мотивацию и плохо повлиять на всю систему. То есть дети могут просто перестать учиться и готовиться к экзаменам даже на базовом уровне. Сейчас их хотя бы ЕГЭ и ОГЭ заставляют учиться. А еще дети потеряют возможность поступать в любой вуз из любого региона, не выезжая из субъекта. Это может демотивировать и учителей. Поэтому пока компромисс не найден, речь идет только об экстренных случаях – эпидемии, пандемии и боевых действиях.
P.S. Встреча в МИА прошла в теплой и дружеской обстановке по сравнению с 2013-м…
Комментарии