search
main
0

Ставки. Надбавки. Премии. Занятие профсоюзного кружка на тему «Заработная плата. Как она формируется?»

Цели: ознакомить членов кружка с порядком установления заработной платы работников образовательного учреждения, с факторами, влияющими на размер заработной платы; способствовать росту правового самосознания, развитию кругозора членов профсоюза в области экономики образования.

Материалы: Единая тарифная сетка (ЕТС), Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образования (ТКХ), Положение об условиях оплаты труда (Положение).

От чего зависит размер заработной платы?

Зарплата, особенно учительская, зависит от многих факторов: от учебной нагрузки, стажа педагогической работы и образования либо от наличия квалификационной категории и др.

Эти условия оговорены ТКХ, согласованными постановлениями Минтруда России №№ 46 и 65 от 1995 года и другими документами.

С 1 января 2005 года основным документом в вопросах заработной платы работников образования в нашей республике является «Положение об условиях оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Республики Башкортостан». Оно утверждено постановлением Правительства РБ 7 июня 2005 года под № 117.

Именно с января 2005 года законодательством России вопросы оплаты труда бюджетников переданы в регионы и муниципалитеты. И теперь в 89 регионах России могут существовать 89 вариантов региональных систем оплаты труда, а в муниципальных – в несколько раз больше.

При переходе на региональные и муниципальные системы задача профсоюза состояла в том, чтобы не дать ухудшить, а по возможности – улучшить условия оплаты труда учителей, воспитателей, всех работников образования. У нас в республике в определенной мере удалось это сделать. Все условия оплаты труда сохранены, а в нескольких позициях они улучшены: в частности, за работу в ночное время оплата производится в повышенном размере на 50% (для сравнения: в РФ – 35%), за работу во вредных условиях – на 15% (для сравнения: в РФ – 12%).

Повышение уровня заработной платы является основной задачей профсоюза. Последовательная тактика действий профсоюзов бюджетных отраслей привела к тому, что в 2005 году индексация произошла дважды, хотя уровень повышения никак не устраивает профсоюзы, и борьба за рост заработной платы продолжается.

Ставки ЕТС на 1 сентября 2005 года с республиканскими компенсационными выплатами приведены в таблице.

Эти ставки лежат в основе заработной платы. Зарплата, в свою очередь, включает ряд позиций:

– ставки (должностные оклады), установленные в соответствии с разрядами ЕТС с учетом их повышения за особые условия труда, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях, классах и группах. (Например, за работу в сельской местности, школе-интернате, гимназии и др.);

– доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, учебно-консультационными пунктами, учебными мастерскими, учебно-опытными участками, интернатом при школе, руководство предметными, цикловыми, методическими комиссиями и т.д.);

– доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (работа в ночное время, работа с неблагоприятными условиями труда и др.);

– надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда, если они установлены работнику;

– премии и другие выплаты стимулирующего характера;

– республиканские компенсационные выплаты (см. таблицу);

– выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент);

– другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством (совмещение, совместительство, оплата простоев не по вине работника и др.).

Должностные оклады руководителей (директоров, их заместителей и др.) определяются наличием у них квалификационных категорий по аттестации и зависят от группы, к которой образовательное учреждение относится по объемным показателям деятельности.

Нередко в учреждении образования считают, что у педработника непременно должно быть педагогическое образование, из-за этого бывают случаи неправильной оплаты.

Обратите внимание! На самом деле ТКХ предполагают наличие профессионального образования, т.е. высшего или среднего специального, но при установлении разряда не ко всем должностям педработников предъявляются требования о наличии образования по профилю.

Например, выпускник авиационного вуза вполне может преподавать физику или, допустим, физкультуру с соответствующей оплатой.

И только к четырем должностям педагогических работников предъявляются требования – иметь сугубо специальное образование: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, концертмейстер.

Ниже приведены требования по должности учителя:

– 7-й разряд – среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

– 8-й разряд – высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

– 9-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

– 10-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

– 11-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

– 12-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория;

– 13-й разряд – I квалификационная категория;

– 14-й разряд – высшая квалификационная категория.

Учительская работа определяется количеством часов недельной учебной нагрузки, а также выполнением обязанностей, предусмотренных ТКХ. Норма часов за ставку заработной платы для учителя начальных классов – 20 часов, других – 18.

При этом следует учитывать, что педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются в следующих размерах:

на 15-20% – за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития);

на 15-20% – за работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении;

на 30% – за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением медицинским работникам и на 15-20% – педагогическим и другим работникам.

Обратите внимание! Кому и в каком размере (в пределах 15-20%) повышать ставку заработной платы, руководитель учреждения определяет по согласованию с профсоюзным комитетом. Это зависит от степени общения работников с обучающимися и воспитанниками.

В обязательном порядке всем работникам производится повышение ставок (окладов):

на 15% – за работу в общеобразовательных школах-интернатах;

на 15% – за работу в образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, производится повышение должностного оклада руководителю учреждения.

Если такие классы (группы) созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то повышение должностных окладов руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах (группах), производится на 20%;

на 20% – за работу в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если эти дети имеют отклонения в здоровье, оклады работников повышаются по двум основаниям: на 20% и на 15-20%;

на 25% – специалистам и руководящим работникам за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности;

на 15% – педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей;

на 20% – за индивидуальное обучение детей на дому на основании медицинского заключения;

на 20% – специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов.

На 15% ставки заработной платы в образовательных учреждениях повышаются следующим работникам:

– учителям общеобразовательных учреждений всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, – за часы занятий по русскому языку в I-XI классах и литературе в V-XI;

– учителям и преподавателям национального языка и литературы общеобразовательных учреждений всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с русским языком обучения;

– воспитателям (учителям) детских дошкольных образовательных учреждений с русским языком обучения, ведущим занятия по национальным языкам;

– директорам, заместителям директоров по учебной, учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, по иностранному языку, по производственному обучению, учителям, преподавателям, воспитателям, старшим воспитателям, старшим вожатым, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением иностранного языка.

Разряды выше, чем предусмотрено ТКХ, устанавливаются: докторам наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности – на два разряда; кандидатам наук, а также имеющим почетные звания «народный», «заслуженный» по профилю образовательной деятельности – на один разряд. Этот же подход применяется в учреждениях дополнительного образования в отношении работников спорта и культуры.

Есть позиция, которая очень часто в образовательных учреждениях не используется. Она касается женщин, работающих в сельской местности.

Обратите внимание! Если рабочий день женщины разделен на части (с перерывом рабочего времени более двух часов подряд), оплата ее труда осуществляется в повышенном на 30% размере. В то же время, поскольку повышенная ставка устанавливается в пределах фонда оплаты труда учреждения, целесообразно при составлении графика работы не допускать того, чтобы рабочий день работника разделялся на части.

Если педагогическим работникам предусмотрено повышение ставок по нескольким основаниям, абсолютный размер каждого повышения исчисляется из ставки без учета повышения по другим основаниям.

Обратите внимание! Повышения ставок по этим основаниям образуют новые ставки. Они применяются, чтобы определить зарплату с учетом нагрузки. Доплаты и надбавки также определяются от повышенных ставок.

Этот материал – вводный. Рассчитать свою заработную плату вы сможете на следующем занятии при изучении темы «Заработная плата. Как ее рассчитать?».

Рекомендации.

Для активного участия слушателей кружка необходимо наличие доски, мела или достаточное количество напечатанных экземпляров разрядов ЕТС.

Ирина МЕЛИКОВА, главный специалист по социальным вопросам Башкирского рескома

Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте