В сфере охраны труда наступила эпоха перемен: сложно вспомнить, когда было еще столько масштабных изменений. Не успели мы разобраться со специальной оценкой условий труда, как уже нужно уметь управлять профессиональными рисками. Неудивительно, что много вопросов возникает не только у работодателей, но и у специалистов по охране труда. В связи с этим Башкирский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ провел онлайн-семинар, посвященный основным изменениям в законодательстве по охране труда. В вебинаре приняли участие более 2 тысяч человек.
Приветствуя участников, заместитель председателя рескома профсоюза Наиль Нурмухаметов подчеркнул актуальность семинара, так как с 1 марта 2022 года вступила в силу новая редакция Трудового кодекса РФ, внесены масштабные поправки в десятый раздел «Охрана труда». Башкирский реском профсоюза уделяет большое внимание проблеме безопасности учебного процесса, в частности, разработаны методические рекомендации по системе управления охраной труда. Однако только 70% образовательных учреждений в республике внедрили СУОТ. Не может не настораживать и тот факт, что лишь 1042 (41%) образовательных организаций в регионе провели необходимую работу по созданию системы управления рисками.
А ведь, по словам главного спикера семинара, директора учебного центра «Аккорд» Татьяны Майтовой, именно отсутствие оценки профрисков является одной из главных причин травматизма в отрасли. Новая процедура показалась настолько сложной для учреждений образования, что многие из них пригласили для этого процесса сторонние организации. А они с особенностями отрасли не знакомы, поэтому оценка рисков зачастую получалась формальной.
– Изменения, вступившие в силу 1 марта, концептуально меняют подход к охране труда, – отметила Татьяна Майтова. – Приоритет отдан профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте. То есть работодателю нужно принимать меры до того, как произошел несчастный случай, чтобы свести его вероятность к нулю. При этом обязанности работодателя в части реализации профилактических мероприятий становятся гораздо шире и предусматривают выявление опасностей, оценку профессиональных рисков на рабочем месте, их анализ и разработку мер управления.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей содержатся в приказе Минтруда России №36 от 31 января 2022 года. Например, для учителя химии потенциальные опасности – это ожоги при работе с химическими реактивами, для учителя физкультуры – риск травмы при выполнении упражнений и т. д.
На семинаре участники задали вопрос: «Как инспектор труда будет проверять оценку профрисков в учреждении?» По словам Татьяны Майтовой, при контрольно-надзорных мероприятиях Гострудинспекция в первую очередь обратит внимание на то, как работодатель выполняет нормы, прописанные в статье 218 новой редакции ТК РФ, а не на Примерное положение о СУОТ. В этой статье говорится, что «при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков».
– Оценивать нужно только те риски, которые подлежат измерению, – дала совет участникам семинара Татьяна Майтова. – Если риск незначительный, то и не нужно включать его в перечень мероприятий.
В общем, по внедрению системы управления профессиональными рисками в отрасли еще предстоит большая работа. Главное, чтобы было кому этой проблемой заниматься. Ведь из 661 образовательного учреждения республики с численностью работающих свыше 50 человек в 274 (36,6%) в нарушение существующего законодательства не введены должности специалистов по охране труда.
Артур СУНАГАТУЛЛИН
Комментарии