Методики развития личностного потенциала, разработанные российскими учеными и педагогами, призваны помочь детям, подросткам и молодежи добиваться успеха и быть благополучными. Первоначальной задачей для достижения такой цели является соответствующая подготовка педагогических кадров.
В 2020 году группа из семи педагогических вузов при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее» создала исследовательский консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании». Его участники проводят совместные исследования, разрабатывают и применяют методики, направленные на развитие личностного потенциала в образовательной системе.
В настоящее время в консорциуме объединены 24 педагогических университета и вуза, где реализуют программы педагогического профиля, из 23 регионов страны. В фокусе внимания – современные научные подходы к личностному развитию, разработанные по инициативе Фонда «Вклад в будущее», и формирование условий для их интеграции в образование.
Предполагается, что баланс психологического благополучия и успеха, а также баланс состояния ребенка «здесь и сейчас» и «в будущем» можно сохранить через развитие способности личности справляться с изменчивой действительностью. Не только приспосабливаться к имеющимся условиям, но и изменять их, самостоятельно создавать новые условия. Развитие личностного потенциала будет достигаться благодаря развитию умений ставить цели и достигать их, делать осознанный выбор, быть готовым к изменениям и преодолению трудных жизненных ситуаций, опираться на свои ресурсы, управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими людьми.
Для образовательных организаций изменения начинаются с развивающей среды и организационной культуры. Создание благоприятной среды позволяет превратить условия обучения в возможности развития, удовлетворить ключевые психологические потребности ребенка, помочь гармоничным отношениям с педагогами, родителями и друзьями.
Реализация таких подходов позволяет школам и детским садам изменять свою внутреннюю культуру, перезапускать профессиональную инициативу педагогов и воспитателей, вводить новые формы работы с родителями, создавать профессиональные обучающиеся сообщества.
В настоящее время к работе консорциума присоединяются представители образовательной системы Кыргызстана и Казахстана. Они рассказали Сетевому изданию «Учительская газета» о том, как появилась идея сотрудничества, и поделились своими планами.
Рано Кутанова, руководитель Центра повышения квалификации учителей и инклюзивного образования Института переподготовки и повышения квалификации кадров Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына, рассказала, что весной 2023 года в качестве эксперта побывала в Самаре, на слете центров развития личностного потенциала, организованного фондом «Вклад в будущее», где увидела, как работают коллеги в школах, на практических занятиях в детсадах.
Ей понравилось, что развитие личностного потенциала начинается не в вузах, а с раннего возраста. Дети уже в садике начинают понимать, чего они хотят, что им интересно. Например, в садике может быть оборудован уголок, в котором ребят регулярно знакомят с представителями определенных профессий: полицейского, повара, артиста, врача. Дети задают им вопросы. Кроме того, каждая группа имеет свое название, а не просто «младшая» или «старшая». Есть кабинет английского языка, пространство, где собирают конструктор – дети выбирают занятия по своему вкусу. В психологическом кабинете в игровой форме с ребятами занимается психолог. Внимание Рано Алымбековны привлек также кабинет правильного питания. Здесь дети сами собирают свой рацион, они рассказывают, что из предложенных продуктов относится к правильному питанию, а что – нет, и почему.
Затем Рано Кутанова пригласила представителя Благотворительного фонда «Вклад в будущее» в Кыргызстан к участию в конференции, чтобы познакомиться с тематикой развития личностного потенциала и работой фонда. По ее словам, ректора Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Толобека Абдырахманова давно интересовали пути развития личностного потенциала каждого ребенка.
В этой связи участие в консорциуме и сотрудничество с фондом представляется интересным и продуктивным. Это касается, в частности, такого направления, как повышение квалификации. Для его реализации в Кыргызстане выделили группы педагогов – в общей сложности в Национальном университете повысил свою квалификацию 41 преподаватель (в три этапа осенью). Каждый этап обучения проходил в виде интенсива в течение 3–4 дней. Непрерывный образовательный процесс мог длиться по 6–7 часов. Обучение вели профессора психолого-педагогического направления, внесшие большой вклад в разработку темы развития личностного потенциала.
Одним из результатов стало проведение исследования: объединившись группами, педагоги публиковали статьи по развитию личностного потенциала, презентовали защиту своей работы онлайн перед другими участниками консорциума. Эти научные статьи в дальнейшем могут быть опубликованы в Московском государственном университете, в Уральском госуниверситете. Работы касаются психологического, педагогического и исследовательского подходов к развитию личностного потенциала.
В настоящее время составлена дорожная карта сотрудничества Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына и Благотворительного фонда «Вклад в будущее» на предстоящий год. В университете планируется открыть Ресурсный центр по развитию личностного потенциала, здесь станут обучать учителей и преподавателей других вузов. Речь идет о повышении квалификации, программах магистратуры и бакалавриата по педагогике и управлению.
Повышать свою квалификацию и проходить переобучение предстоит также школьным учителям-предметникам, школьным и вузовским педагогам-психологам. Кроме того, работать по развитию личностного потенциала предстоит педагогам из школ 7 областей. Директора и завучи по воспитательной работе, социальные педагоги из этих образовательных организаций будут обучаться онлайн в 3–4 этапа. Весной к окончанию обучения в Кыргызстан приедут представители фонда «Вклад в будущее», чтобы очно проэкзаменовать участников по итогам обучения. Осенью члены консорциума соберутся на Иссык-Куле.
Рано Алымбековна отметила также. что развитие личностного потенциала актуально в любом возрасте – как в школе, так и в вузе. Когда человек меняет отношение к самому себе, можно изменить и отношение других. Обучать нужно также родителей. Для эффективной работы обязательна связь ученик – родитель – школа. В настоящее время в школах по развитию личностного потенциала есть готовые материалы: методики и приемы обучения, необходимые тетради и т.д. Такие материалы разработаны даже для дошколят. Их намерены адаптировать и внедрять в Кыргызстане. По результатам работы планируются научные публикации.
Относительно измерения результата работы по развитию личностного потенциала Рано Алымбековна уверена, что он будет заметен в отношении человека к самому себе, в том, насколько он вырос как личность, а также в степени адаптации и развития в социуме. Измерению также поддается уровень развития эмоционального интеллекта, умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Российские ученые поделились своими разработками по этой теме. На специальном портале во время обучения для учащихся доступен весь необходимый материал. В настоящее время в подготовку к работе по развитию личностного потенциала в Кыргызстане вовлекут учителей школ и преподавателей вузов. В дальнейших планах – привлечение также воспитателей детских садов.
Реализация программы по развитию личностного потенциала, по мнению Рано Алымбековны, – это помощь будущему наших детей, помощь их развитию и обучению. Педагоги должны быть компетентными во всех отношениях, должны давать ту информацию, которая детям необходима в жизни. Ожидается, что не будет выгорания детей от учебы, что уже в школе они начнут понимать, чем бы хотели заниматься профессионально в будущем, что у них возникнет желание добиваться поставленных целей. Здесь важен подход педагога к ученикам, его умение правильно преподносить информацию.
Алайбек Шамшиев, директор Института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына отметил, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что необходимость оценки качества высшего образования в настоящий момент чрезвычайно актуальна. Инновационное развитие экономики, повышение уровня жизни населения, рост конкурентоспособности Кыргызстана на мировом рынке невозможны без постоянного совершенствования системы высшего профессионального образования и повышения рейтинга вузов страны.
В настоящее время рейтинги вузов во всем мире являются мощным инструментом позиционирования учебного заведения в мировом образовательном пространстве. Понимая это, в 2022 году Президент Кыргызской Республики С.Н.Жапаров поставил задачу перед 5 вузами, в том числе КНУ попасть в топ 500 международных рейтингов в течение пяти лет.
Получение особого статуса дало университету широкую организационную, финансовую и академическую автономию, что позволило КНУ активизировать международное научное сотрудничество, расширять рынка инновационных услуг, привлекать инвестиции для оказания благоприятного воздействия на развитие всех своих структур и поднятии рейтинга.
Для реализации поставленной задачи и в целях развития международного научного сотрудничества, расширения рынка инновационных услуг Национальный университет обратился к Благотворительному фонду «Вклад в будущее» и подал заявку на участие в консорциуме. В направлении, связанном с развитием личностного потенциала, было принято решение о внедрении в общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях страны. В семи регионах страны на базе общеобразовательных школ планируется создать областные центры по развитию личностного потенциала.
Впрочем, как подчеркнул Алайбек Бурканович, данное направление актуально далеко не только для педагогических специальностей. На встрече участников консорциума в декабре, в частности, речь шла о применении существующих программ в управлении персоналом, в системе подготовки государственных и муниципальных служащих.
К весне Институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров планирует представить консорциуму свои предложения по этому вопросу. Развитие личностного потенциала управленцев всего сектора экономики, которые вовлечены в систему управления государством, необходимо для развития регионов и страны в целом.
В программе консорциума по развитию личностного потенциала Алайбека Буркановича особенно привлекла методика мотивации – как для дошкольников, так и для школьников. С российскими вузами Национальный университет Кыргызстана планирует открывать совместные программы по подготовке магистров педагогов и психологов, обладающих компетенциями в сфере развития личностного потенциала.
Параллельно такие знания планируется внедрить для управленческих специальностей и в бизнес-среде. Результаты прохождения программы можно оценивать с помощью тестов, разработанных российскими учеными. Национальный университет уже составил и подписал с фондом дорожную карту сотрудничества.
Отдельно совместно с фондом планируется развить сотрудничество в области инклюзивного образования. Есть планы по созданию площадки для обсуждения и обмена опытом на круглых столах, семинарах и конференциях международного уровня.
О сотрудничестве с Фондом рассказала также Алмагуль Мухадмеханова, главный научный сотрудник Института непрерывного педагогического образования, советник президента Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина Министерства просвещения Республики Казахстан. Ее встреча с представителями Фонда состоялась на научно-практической конференции в Казани, точки соприкосновения были обнаружены также в ходе выполнения проекта ЮНЕСКО, одним из компонентов которого выступала безопасная среда обучения, поддержка здорового образа жизни. Подход команды фонда «Вклад в будущее» в связи с такими исследованиями показался Алмагуль Кенесхановне интересным, привлек своей концептуальной оформленностью. Вывести идею образовательной среды в садике и школе как среды, которая способствует развитию личности ребенка, было важно.
Алмагуль Мухадмеханова напомнила, что в связи с интересующей тематикой полезны отдельные работы известных ученых Алексея Леонтьева, Витольда Ясвина, Даниила Эльконина, Льва Выготского, Жана Пиаже. Однако в программе фонда представлена актуализированная разработанная концепция развивающей среды. Приоритетным здесь выступает личностный потенциал и возможности его развития – как процесс, а не просто как результат. Это процесс многофакторный, в котором важен комплексный подход. «Мы увидели команду сильных ученых, методологов, которые продвигают востребованную во всех школах постсоветского пространства концепцию – с пониманием того, что нужно работать на развитие личностного потенциала каждого ребенка», – отметила Алмагуль Кенесхановна.
Тематика безопасной среды рассматривалась сотрудниками Института непрерывного педагогического образования относительно дошкольных учреждений и школ. Усиление этого компонента присутствует в образовательном стандарте и программе. Специалисты проводили анализ, чтобы увидеть, в каком количестве она представлена, как эта тематика отражена в содержании среднего образования, у дошкольников. Увидели также возможности косвенной интеграции данной тематики, но педагогам важно уметь этим пользоваться. Сама тема, ее формулировка, цель, поставленная в учебной программе, в содержании конкретного предмета, в настоящее время не интегрированы в образовательный процесс. Как правило, учитель больший акцент делает на предметную подготовку, оставляя без должного внимания духовно-нравственные ценности, национальные ценности, возможности индивидуализации обучения, инклюзию.
Поэтому в Казахстане команда педагогов прошла обучение по обеспечению безопасности образовательной среды, в которой создаются важные условия – помимо качественной предметной подготовки. Кроме фундаментальных знаний, внимание было уделено их использованию – тому, что сегодня называют функциональной грамотностью. Если ребенок учится на отлично, но не видит, например, глобальных проблем, это говорит об отсутствии определенного элемента функциональной грамотности.
Важно видеть взаимосвязи: если правильно потреблять энергию, распределять доступные ресурсы, то на минимальном уровне можно влиять на глобальное развитие. Для всех сегодня важны вопросы изменения климата и сохранения природы. Компонент безопасности образовательной среды был актуализирован программой инициативы ЮНЕСКО. Специалисты института провели исследования и дали рекомендации, где этой тематикой можно обучение дополнить, подсказать педагогу возможности косвенного использования такой тематики. Например, на уроке математики можно производить расчеты, связанные с реальной жизнью. Это хорошая технология для запоминания и вовлеченности ученика в образовательный процесс. Тематика должна соответствовать возрасту, быть доступной для его понимания. Также не стоит перегружать детей.
«Программа развития личностного потенциала является сформированной концепцией, для нас значимы совместные научные исследования, в перспективе – обучение педагогов. Нам важно использовать возможности образовательной среды, для этого не требуется особой технической и финансовой поддержки, необходимо получить навыки и компетенции. Ребенка возможно научить саморазвитию и личностному самосовершенствованию», – подчеркнула Алмагуль Кенесхановна. По результатам внедрения программы по развитию личностного потенциала сравнительные исследования помогут выявить, как работает программа с учетом экономического или геополитического фактора. Разработанный инструментарий и методологию программы можно при согласии разработчиков адаптировать в условиях Казахстана.
Алмагуль Мухадмеханова обратила внимание на то, что образовательное пространство должно быть организовано в интересах ребенка. Педагог должен быть исследователем. Сегодня ему предоставлено немало возможностей узнавать новое, знакомиться с методиками. Для эффективной работы важна команда, нужно формировать коллаборации, где педагоги будут обмениваться опытом. Необходимо обучение как воспитателей дошкольных организаций, так и школьных учителей.
Как показывают исследования, нередко детям нравится предмет, если нравится учитель, который его ведет. Развивать компетентность педагогу можно как через курсы повышения квалификации, так и через университеты, в образовательные программы которых можно включить компонент по образовательной среде и развитию личностного потенциала. Для этого предстоит выработать системный подход. Год апробации таких инициатив уже может дать определенную картину результатов.
Узнать больше о программах и методиках Благотворительного фонда «Вклад в будущее» можно на его сайте.
Комментарии