Социальная адаптация первокурсника – это процесс усвоения молодым человеком норм студенческой жизни, освоения статуса студента, включения его в систему новых межличностных отношений. Этот процесс у всех проходит по-разному и длится от нескольких недель до полугода.
Выделим несколько основных факторов, влияющих на адаптацию студентов:
– социологические: заинтересованность в качестве обучения и воспитания, наличие установки на повышение уровня образования;
– общая образованность: уровень интеллектуального развития, готовность к саморазвитию, гибкое мышление, умение логично мыслить, анализировать;
– психологические особенности: умение взаимодействовать с другими людьми, приспособляемость, уверенность в себе;
– организация учебно-воспитательного процесса: формирование конкретных знаний, умений и коммуникативных навыков.
И если на некоторые факторы мы никак не можем повлиять, то на организацию учебно-воспитательного процесса должны. Так как каждый студент в колледже может столкнуться с рядом проблем, разрешение которых без должной организации и управления со стороны педагогов и кураторов учебных групп способно привести к ухудшению психоэмоционального состояния, стрессам, депрессиям, неуспеваемости, прогулам, необходимо осуществлять ряд мероприятий, способствующих успешной адаптации, а именно:
– провести диагностику остаточных знаний студентов по курсу школьной программы;
– организовать консультации по предметам и дополнительные занятия со студентами, имеющими пробелы в знаниях;
– разнообразить формы проведения занятий, подкрепляя лекционный материал практическими примерами из будущей профессиональной деятельности;
– кураторам учебных групп совместно с педагогом-психологом выявить проблемы первокурсников, проанализировать причины возникающих у них трудностей и оказать им психологическую помощь и поддержку;
– вовлечь студентов во внеучебную деятельность на базе колледжа, прежде всего в объединения профессиональной направленности;
– регулярно поддерживать благоприятный психологический климат в учебной группе.
Подобное сопровождение поможет первокурсникам скорее адаптироваться к новому статусу «студент», стать успешными в учебе, заинтересованными и творческими личностями, а также создаст благоприятные условия для сохранения контингента в первый год обучения.
Анна ДЕЙНИКИНА, педагог-психолог Московского автомобильно-дорожного колледжа имени А.А.Николаева
Комментарии