search
main
0

Статус столицы Дальнего Востока обязывает быть на высоте. Людмила ОБУХОВА

Взглянув на карту, поначалу можно предположить, что создать здесь единое информационное и образовательное пространство крайне сложно, а то и нереально. Однако на деле выясняется, что все совсем иначе. Хабаровский край – одна из немногих территорий, которой можно позавидовать в плане четкости и оперативности руководства. Об изменениях, происходящих в системе образования в последние десятилетия, рассказывает министр образования края Людмила ОБУХОВА.

– Людмила Филипповна, в постперестроечный период многое пришлось начинать практически с нуля. Как вам удалось выстроить здесь устойчивую вертикаль власти?

– Началось все с Концепции стабилизации и развития общего образования Хабаровского края. Благодаря ей мы провели глобальную оценку ситуации, выяснили, на какой стадии развития находимся на тот момент, каковы наши ресурсы, и определили дальнейшие пути развития. Эта концепция была в дальнейшем подкреплена рядом целевых программ, которых ни много ни мало – 10. Именно они, собственно, и позволили нам создать отлаженную схему взаимодействия со всеми структурами системы образования. К примеру, одна из программ называется «Всеобуч».

– Старый добрый всеобуч, который у многих вызывает ностальгию по эпохе развитого социализма?

– Почему бы и нет? Все новое – это хорошо забытое старое. Когда были сложные времена, демократия только входила в наше сознание, и все понимали ее по-разному, возникла некоторая неразбериха. И потом пришлось исправлять очень многие огрехи наших управленцев, упорядочивать, восстанавливать то, что было незаслуженно отброшено. Потому что когда мы в 1998 году подсчитали, сколько детей у нас село за парты, то прослезились. Их было всего лишь 1500. Стали исследовать и были просто обескуражены выводами: оказывается, очень многие дети не сели за парты лишь потому, что не были подготовлены к школе – то есть элементарно не были одеты, обуты, родителям не на что было купить учебники, школьные принадлежности, не на чем добраться до школы. Пришлось решать проблему кардинально. В частности, в самые короткие сроки вывозить всех детей с далеких стойбищ Охотского района в школы-интернаты. Да, сейчас, когда ситуация намного улучшилась, мы обеспечиваем возможность всем детям учиться по месту жительства, но тогда нужно было что-то срочно предпринимать. Пришлось изрядно потрудиться, однако в результате мы одели детей, накормили, нашли средства на приобретение школьных принадлежностей. Это был первый опыт решения таких глобальных задач. Мы определили идеологию, отработали технологию. Тогда же попутно у нас начали зарождаться различные акции, например: «Помоги собраться в школу» – когда мы всем миром готовили детей (эта акция, кстати, действует до сих пор). Еще одна акция называлась «Каждому подростку – гарантию права на образование». То есть форм получилось много. И процесс пошел!

– За будничными названиями программ наверняка скрыт глубокий смысл.

– Мне уже не раз задавали вопрос, мол, зачем прописные истины, которые ясны как день, оформлять в виде целевых межведомственных программ. Да, они ясны, но для непосредственных исполнителей необходимо четко определить цели и задачи каждой программы, разложить по полочкам всю ее правовую основу, а также обозначить предполагаемый результат. Еще одна программа, которую мы ведем до сих пор, называется «Учебник». Она тесно связана с программой «Всеобуч», но мы выделили ее отдельно, поскольку придаем особое значение этой проблеме. Вспомните, ведь средства на приобретение учебной литературы у нас выделялись всегда, а потом в какой-то момент учебников вдруг стало резко не хватать. Почему? Оказывается, виной тому именно негативные стороны вариативности образования. Да, все это должно быть, но в пределах разумного.

– Об этом сейчас говорят многие. Но где же все-таки выход?

– Мне пришлось усадить за стол переговоров лучших учителей края, методистов краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, управленцев и сказать им: «Вот по русскому языку есть 15 программ. Посмотрите, какие из них пользуются наибольшей востребованностью, приоритетны и соблюдают преемственность с 1-го по 11-й класс, и оставьте 3 – 4 из них». И так – по каждому предмету. Нет, конечно, это вовсе не значит, что мы ограничились минимумом, вообще отказавшись от остального. У нас в крае вариативность присутствует, и учителя работают по самым разным программам. Но если педагог выбирает какое-то особенное направление, он должен обосновать свой выбор. Такой подход помог нам избавиться от проблем, связанных со снабжением учебной литературой. Сегодня бесплатные учебники в крае получают все дети из малообеспеченных семей, и расходы краевого бюджета на эти цели составляют 22 млн. рублей.

– Насколько затронул школу демографический кризис?

– Проблема коснулась всех. Что касается школьников, то их число у нас пока все еще продолжает уменьшаться. В прошлом году их было 171000, в этом – 158000. Виной тому не только низкая рождаемость, но и отток населения в другие регионы. Однако ситуация меняется, и маятник, похоже, начинает двигаться в другую сторону. Не знаю, как сейчас обстоят дела в других регионах, но у нас теперь одна из главных забот – как гарантировать всем желающим право на дошкольное образование. В свое время, чтобы не позволять детским садам пустовать, мы вынуждены были отдавать здания и помещения другим организациям. Теперь же идет обратный процесс. И на 1 января 2005 года очередь в дошкольные образовательные учреждения составляла 7500 человек. Пришлось вводить в действие программу реструктуризации образовательных учреждений. Проанализировали ситуацию по каждому учреждению, посмотрели, каков баланс и какова динамика. И там, где у нас школы полупустые, на освободившиеся площади мы вводим дошкольные группы.

– Какие меры вы принимаете для привлечения молодежи в край и предотвращения оттока трудоспособного населения?

– У нас принят очень важный закон, связанный с кадровым обеспечением социальной сферы, – «О целевой программе подготовки специалистов и закреплении их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края». Программа эта сопровождается целевым финансированием. Есть краевая программа, обеспечивающая жильем молодых специалистов. Работает программа «Педагогические кадры», рассчитанная на период с 2005 по 2010 год.

Многие вводят у себя в регионах целевую подготовку. Но у нас она приобрела совсем другое содержание. Во-первых, мы заключаем договор с Дальневосточным государственным гуманитарным университетом, который готовит кадры для системы образования, и из 500 бюджетных мест 200 отдаем целевикам. А в Комсомольском педуниверситете мы забираем уже 50%. Аналогичные договоры заключены и с педагогическими колледжами.

– Сказалось ли это на увеличении набора?

– Честно говоря, нет. Но мы ведь и не стремились увеличить количество поступающих в педвузы и колледжи. Кадровая ситуация в крае стабильная. Для нас главное – чтобы выпускник пошел работать по специальности.

– Приезжают ли в край специалисты из других регионов? И привлекаете ли вы их?

– Нет. В этом нет необходимости. Во-первых, мы готовим их сами, а во-вторых, пусть уж нужные нам люди рождаются здесь и рожают здесь своих детей. Именно поэтому мы особый упор делаем на том, чтобы постараться не просто закрепить людей здесь, но и сделать так, чтобы они полюбили нашу землю. Для этого у нас создана программа «Воспитание дальневосточника-россиянина».

– Да, я заметил, что патриотический аспект в крае развит довольно сильно.

– А нам без этого нельзя! Мы же на краю земли, а рядом сопредельные страны: Китай, Корея, Япония. Мы не только ведем работу по гражданско-патриотическому воспитанию, но и по развитию международной деятельности.

– Все ли направления модернизации вами приняты?

– Мы уже три года участвуем в ЕГЭ, а с недавнего времени перешли на эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Но лично я против того, чтобы какие-либо новшества, тем более такие глобальные, внедрялись без апробации. Нужно провести эксперимент, добиться результатов. Да, мы не вошли в эксперимент по содержанию образования, но зато создали экспериментальные площадки, несколько научных лабораторий, где апробировали все эти направления. А затем, подведя итоги и взвесив все плюсы и минусы, мы изменили подходы и ввели систему грантов. То есть инновационный процесс идет. И мы себя не ощущаем, что где-то далеко от столицы, потому что сами являемся столицей Дальнего Востока.

– И, как у любой столицы, все бразды управления находятся у вас в руках? Для этого нужно иметь, как минимум, устойчивую связь практически со всеми образовательными учреждениями края.

– А кроме того, нужны люди, способные этой связью умело воспользоваться. До конца года мы планируем обеспечить компьютерной техникой все учебные заведения края. Но уже сейчас у нас в среднем на 1 компьютер приходится 46 учеников. А к 2010 году планируем довести это соотношение до 20 человек на 1 компьютер. К слову будет сказано, Хабаровский край – одна из 7 пилотных территорий по реализации федерального проекта «Информатизация системы образования», осуществляемой Национальным фондом подготовки кадров за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте