Совсем недавно государственная статистическая служба России отметила 150-летие со дня основания. Кроме того, 2013-й объявлен Международным годом статистики. Первый в мире статистический вуз – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – не мог остаться в стороне от событий. В мае учебное заведение принимало в гостях известных экспертов области. Они поделились своими мыслями о месте статистики в современном мире, перспективах развития статистического образования.
Мартина Дюран, руководитель Департамента статистики, главный статистик Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «В современном мире статистика играет очень большую роль. Ежедневно на нас обрушиваются потоки информации – во многом благодаря Интернету. Мир становится все более сложным, и, чтобы понять его, требуются более совершенные инструменты статистики, с помощью которых могут быть получены обобщенные данные о происходящих процессах.Очень важно преподавать статистику в вузах. Она необходима для понимания того, что происходит в экономике, в образовании, в здравоохранении. При этом статистика не может рассматриваться в отрыве от других областей. На мой взгляд, если вы получаете образование, например, в области здравоохранения, вы обязательно должны пройти курсы по прикладной статистике и понимать, как она реально применима в жизни. Серьезным вкладом в образование студентов является проведение мастер-классов и разного рода презентаций, которые помогают понять, какую роль играет статистика в ежедневной жизни, насколько она облегчает понимание процессов, происходящих в мире».Хели Йесканен-Сундстрем, генеральный директор Службы статистики Финляндии до 2012 года: «Статистика сегодня становится все важнее. Проблема заключается в том, что современный мир слишком сложен. Для того чтобы проанализировать проблему в одной стране, нужно принять во внимание то, что происходит в других. Для этого необходимо развивать не только отечественную статистику, но и работать на международном уровне.Сегодня очень важна кооперация между образовательным или научным учреждением и статистическим агентством: только так можно получить актуальные данные и проверить правильность или неправильность вашей теории. В Финляндии, например, образовательные и статистические учреждения активно сотрудничают для того, чтобы разработать новые статистические методы. Другим важным направлением совместной деятельности является организация практик и стажировок, в ходе которых студенты могут написать свои научные работы, а впоследствии трудоустроиться». Лидия Братанова, директор статистического отдела Европейской экономической комиссии ООН: «Говоря о будущих поколениях статистиков и их образовании, необходимо ответить на вопрос, какой путь будет наиболее правильным: сформировать единый учебный план или же разрабатывать специализированные курсы для статистиков разного уровня? Например, для тех, кто будет продолжать работу в качестве исследователей, или заниматься официальной статистикой, или пойдет в бизнес-сообщество. В некоторых странах в последнее время создаются специальные курсы для обучения официальной статистике. Насколько я знаю, в Европейском союзе по инициативе ряда университетов были открыты несколько магистерских программ по направлению «Официальная статистика».С моей точки зрения, университеты должны более тесно сотрудничать с органами официальной статистики, знать о ее современных тенденциях развития и актуальных проблемах. Ученым, исследователям и представителям статистических ведомств необходимо принимать совместное активное участие в разработке учебных программ». Йозеф Оленьски, профессор факультета экономики Варшавского университета, глава Центрального статистического управления Польши в 1992-1995 и 2006-2011 годах, экс-советник президента Национального банка Польши: «Проблема, с которой мы столкнулись в настоящее время, заключается в том, что образование в области статистики в университетах, в частности в экономических вузах, не является полноценным. Например, вы начинаете свое обучение с изучения алфавита и грамматики. Однако это вовсе не означает, что после этого вы сможете писать поэмы. На мой взгляд, современное статистическое образование дает именно базовые знания, и его будущее развитие должно лежать в плоскости разработки соответствующих курсов, которые будут обучать студентов пониманию механизмов работы статистики, ее ограничений, тех процессов, которые лежат за пределами «алфавитного» уровня.Другая важная роль университетов помимо подготовки кадров состоит в активной научной поддержке статистических агентств. Сотрудники Росстата каждый день перегружены работой, однако все время существует необходимость во введении некоторых новых показателей, новых формул или новой интерпретации данных. И в этом случае невозможно преувеличить роль ученых и исследователей в университетах».
Комментарии