В вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях в 1998-1999 учебном году обучались 487401 человек. По сравнению с прошлым учебным годом эта цифра выросла на 12698 человек (6,3%).
Рост числа обучающихся происходит в основном за счет поступающих в 10-11-12-е классы. Так, в 1998-1999 учебном году количество поступивших в 10-е классы увеличилось на 5950 человек. Это объясняется рядом причин. В обход Закона Российской Федерации “Об образовании” продолжается отбор учеников в 10-11-е классы дневной школы, учащаются конфликты подростков с учителями. Кроме того, среди детей есть желающие иметь более гибкий график учебы и свободного времени для углубленного изучения своей профессии и подготовки в вуз.
В 1998-1999 учебном году удалось приостановить процесс ухода из дневной школы значительного числа педагогически запущенных и проблемных детей “от 15 и ниже”. Количество таких учеников в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях снизилось по сравнению с 1997-1998 учебным годом на 8894 человека.
Как и в предыдущие годы, идет процесс рационализации сети вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Закрываются неперспективные, малочисленные школы, и на их месте создаются учебно-консультационные пункты.
1997-1998 г. 1998-1999 г.
Школы 1718 1706
УКП 3046 3083
Этот процесс характерен прежде всего для сельских вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
К сожалению, увеличивается количество выбывающих из вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Если в 1996-1997 учебном году их было 102546 человек, то в 1997-1998 учебном году их количество достигло 107551 (больше на 5605 человек). Основные причины этого процесса в 1998-1999 учебном году: неуспеваемость – 21133 чел., систематические задержки на работе – 12374 чел., призыв в армию – 8323 чел.
Вызывает тревогу ухудшающаяся материально-техническая база вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Только 54% школ имеют свои помещения, остальные используют аренду. Поэтому распространена “двухсменка” (55%). Уменьшается количество школ, имеющих книжные фонды, а также снижается количество книг и учебников в библиотеках.
Сложность контингента обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях требует дифференцированного подхода к разработке образовательных программ разного уровня, обновлению содержания, форм и методов обучения.
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы реализуют образовательный процесс на основе введенного в 1993 году Базисного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, создают гибкие учебные планы, учитывающие уровень подготовки обучающихся, их образовательные запросы, возможности образовательных учреждений.
В вечерних школах городов Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа и ряда других регионов реализуются учебные программы: компенсирующего обучения, ускоренного обучения, профилированного обучения по системе “Школа-вуз”, индивидуального обучения, экстерната.
В новом Базисном плане (1998 год) увеличен максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с 22 до 26 часов в 7-9-х классах, что позволит в вечерней школе реализовывать государственный образовательный стандарт и минимум содержания основных образовательных программ общеобразовательной школы.
Учитывая специфику и особенности организации деятельности вечерних (сменных) общеобразовательных школ в воспитательных колониях, Минобразованием России совместно с МВД России был разработан и утвержден Базисный учебный план для таких учреждений.
В последние годы в Российской Федерации сформировалась система оказания психологической поддержки детей и подростков, в которой равноценное участие принимают педагоги и психологи вечерних школ, привлекающие к этому процессу медицинских работников в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Орле, Липецке, Сургуте, Ярославле и других регионах.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся успешно обеспечивают педагогические коллективы вечерних (сменных) школ в рамках городской программы “Девиантные дети” Майкопа Республики Адыгея, программы открытой общеобразовательной школы # 2 Сургута.
Комментарии