Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел статистическое исследование в школах 87 регионов России. Требования СанПиНа, как оказалось, выполняются далеко не везде. Насколько реальные условия отличаются от нормативных, показывают цифры.
Анализ учебной и внеучебной нагрузки учеников 1-х и 10-х классов показал, что:
– Продолжительность выполнения домашних заданий у 85% первоклассников составляет 37 минут (домашние задания задаваться не должны).
– Занятий по выбору (факультативных и т.п.) у первоклассников практически нет.
– Средняя продолжительность учебных занятий у десятиклассников составляет 5,4 академических часа, выполнения домашних заданий – 2,6 часа, дополнительных занятий – 1,3 – 1,7 часа (т.е. все компоненты учебной нагрузки в среднем в пределах нормативных). Однако есть классы, где занятия продолжаются 7 и более астрономических часов (8-9 уроков), а на выполнение домашних заданий тратится более 3,5 часа, т.е. общая продолжительность рабочего дня превышает норму.
– До 90% первоклассников занимаются в режиме 5-дневной учебной недели и имеют 4 урока в день (в среднем 20 часов в неделю), что соответствует гигиеническим нормативам. В то же время у 10% школьников нагрузка составляет ежедневно 5 уроков плюс 1-1,5 часа дополнительных занятий. Это создает значительную перегрузку и противоречит требованиям СанПиНа.
Анализ учебной нагрузки у десятиклассников показал, что более 60% из них занимаются в режиме 6-дневной учебной недели при средней учебной нагрузке 30,4 часа в неделю (соответственно 5-6 уроков в день). В то же время средняя вариативная (дополнительная) нагрузка составляет 8,5 часа в неделю. Таким образом, общая нагрузка – 39 часов в неделю, выше нормы.
При внешнем благополучии среди данных нельзя не отметить, что от 25 до 40% десятиклассников имеют 7 уроков ежедневно (36-42 часа в неделю), а 5% – 8 уроков (до 48 часов). При этом не исключаются дополнительные факультативные занятия (от 2 до 12 часов в неделю). Школьная перегрузка усугубляется домашними заданиями (4 и более часов).
Таким образом, учебная нагрузка 10% первоклассников и 40% десятиклассников превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья. Это касается в первую очередь городских школ, где отмечена наибольшая перегрузка. Как следствие – существенные различия в показателях здоровья городских и сельских школьников:
Распределение (в %) по группам здоровья учащихся городских и сельских школ
Группа здоровья Город Село
I 28,0 38,1
II 58,3 50,9
III 13,0 10,5
IV 0,7 0,5
Как показал анализ физкультурно-оздоровительной работы в школах, в шести процентах из них вообще нет спортивной базы. В 63,8% школ спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой проводятся только со здоровыми детьми, группы ЛФК и занятия с детьми спецмедгрупп проводятся лишь в 31,7% школ.
При этом учителей физической культуры недостаточно или нет вообще в 7% школ.
Изучение инфраструктуры общеобразовательных учреждений заставляет задуматься о ее ближайшей перспективе:
– В 18% школ вообще нет медицинских работников (ни медсестры, ни врача), что затрудняет или делает невозможным качественный контроль за состоянием здоровья и полноценное медицинское обслуживание школьников. Регулярные прививки проводятся лишь в 64% школ, витаминизация – в 40%.
– 83% школ имеют оснащенные медицинские кабинеты, 35,7% – и медицинский, и зубоврачебный кабинеты, 22% – физиотерапевтический кабинет, ингаляторий и солярий.
– В 96,8% образовательных учреждений организовано полноценное и регулярное питание, причем в 13% из них столовые используют продукцию подсобных хозяйств.
Результаты статистического исследования таковы: лишь 48,3% общеобразовательных учреждений соответствуют всем санитарно-гигиеническим требованиям. При этом неудовлетворительные условия обучения обнаружены в 6,5% школ.
Комментарии