Театр был и будет одним из самых сильнодействующих средств воспитания молодежи. Именно с такого утверждения начался Открытый петербургский форум «Образование средствами театра», посвященный школьной театральной педагогике и великим учителям – Матвею Дубровину и Зиновию Корогодскому.
Образование средствами театра имеет давнюю историю. Работой с детьми не гнушались такие великие мастера, как Всеволод Мейерхольд, Александр Брянцев, Борис Зон. Многие признанные актеры с теплом вспоминают театральные студии и кружки, занятия в которых определили их дальнейший профессиональный путь. Не случайно среди участников форума были руководители школьных театральных коллективов, директора школ. Ведь драматический кружок в школе или во Дворце культуры, как заметил театральный педагог, заведующий кафедрой актерского искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Вениамин Фильштинский, – это, по сути, великое дело. Потому что именно здесь ребенок начинает учиться постигать мир эстетически и этически. Здесь ему открывается красота слова, жеста, переживания. Он выходит на свою маленькую сцену и впервые в жизни испытывает то удивительное чувство единения сначала с однокружковцами, потом со зрительным залом, которое можно назвать соборностью. Драматический кружок – это отправная точка, с которой начинается приобщение к культуре. Ученик Вениамина Фильштинского актер Константин Хабенский разделяет взгляды своего наставника. Три года назад по его инициативе в школе №285 Санкт-Петербурга была открыта Студия творческого развития. Актер напомнил на открытии форума, что большая часть известных творческих людей начинала в маленьких любительских театральных коллективах. Они писали пьесы, учили роли, сочиняли музыку, создавали костюмы и декорации. Это были яркие краски детства. Сегодня нужно возродить уникальные театральные традиции, русскую театральную школу, оторвать подростков от подъездов и улиц, дать актерам возможность передавать свои знания и опыт. Причем никто не ставит перед собой задачу подготовить детей к поступлению в театральный вуз. По мнению Константина Хабенского, перед любым режиссером детской театральной студии должна быть цель помочь человеку стать свободным. Но под свободой должна пониматься не только раскрепощенность, но и умение войти в положение другого человека, умение его понять. Сегодня, рассказала заместитель директора по дополнительному образованию школы №285 Елена Суворова, в студии, которую ребята назвали «Позитив», преподают восемь мастеров театрального искусства. Занятия в ней бесплатные. За три года педагогам удалось из разношерстной, разновозрастной компании ребят, среди которых были подростки из неблагополучных семей, не имевшие даже представления о театре, сделать дружный коллектив единомышленников, увлеченных и смелых. Студия «Позитив» имеет свой репертуар: спектакль «Маленький принц», «Ласковый котенок», сцены из спектаклей. Все это ребята с успехом показывают не только в школе, но на других площадках Санкт-Петербурга. Поскольку форум был посвящен двум знаковым для детской театральной педагогики именам, то, конечно, те, кому довелось общаться и работать с Матвеем Дубровиным и Зиновием Корогодским, вспоминали об этих удивительных режиссерах. Как рассказал ученик Зиновия Корогодского, бывший актер Театра юных зрителей им. А.А.Брянцева, заместитель директора Высшей школы режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге Валерий Зиновьев, Зиновий Яковлевич был в первую очередь педагогом, а потом уже режиссером. Основным педагогическим приемом он считал вовлечение в игру и обожал творческие затеи. Например, проводил актерские занятия в Царскосельском лицее, чтобы пробудить в своих воспитанниках любовь к Пушкину. Как признался Валерий Зиновьев, поначалу это было трудно, но затем они уже сами не мыслили себя без легкой пушкинской строки. Приезжать в пушкинские места стало потребностью. Корогодский всегда поддерживал любой игровой порыв, поэтому все лучшие спектакли ТЮЗа рождены из упражнений, рождены изнутри. У Зиновия Корогодского, помимо непосредственно театрального обучения, была выстроена целая система вокруг этого самого театрального обучения. Антураж служил важнейшим педагогическим инструментом. По словам Валерия Зиновьева, педагогика в хорошем смысле слова должна стоять над режиссурой и актерским мастерством, потому что именно это педагогическое начало потом помнится дольше всего. Еще одно удивительное имя – Матвей Дубровин. Среди огромного количества детских театральных объединений, которые существуют в Петербурге, его детище уникальное. Это Театр юношеского творчества при городском Дворце творчества юных. Сегодня ТЮТом руководит режиссер, заслуженный работник культуры России Евгений Сазонов. Главная особенность театра в том, что весь театральный процесс здесь осуществляется детьми. Они и осветители, и звукорежиссеры, и костюмеры, и гримеры, и актеры. Преимущества такого подхода неоспоримы: зная всю театральную кухню, ты можешь выбрать именно то занятие, которое тебе ближе всего. Однако самая главная цель ТЮТа – помочь становлению личности. Без театра не формируется ценностная шкала, убежден Евгений Сазонов. А ведь это особенно важно в эпоху перемен, которая так долго длится в нашей стране. По его мнению, необходимо сделать так, чтобы дети в театре были не чужими, а своими. Правоту слов Евгения Сазонова подтверждает восьмиклассница из лицея №533 Санкт-Петербурга Марина Шведова. Девочка занимается в ТЮТе уже три года и признается, что пребывание здесь ее серьезно изменило. Конечно, сначала было очень непривычно, а потом она почувствовала себя как дома. Сейчас Марина не представляет своей жизни без ТЮТа. – Благодаря занятиям в театре я многое поняла в жизни, – говорит девочка. – Например, я поняла, что такое любовь, что такое дружба. Этому способствовали и общение с ребятами, и работа над тем или иным спектаклем. Мы все вместе обсуждаем пьесу, ищем опорные точки существования на сцене. Конечно, у меня и до этого были компании, в которых я чувствовала себя комфортно, но в ТЮТе другая атмосфера, здесь все друг для друга родные люди. Я даже начала писать стихи, хотя раньше у меня ничего не получалось. Вообще сейчас у меня получается очень многое. А те навыки, которые я приобрела здесь, помогают в школе. Например, я умею организовать и успокоить ребят, если расшалились. И на школу я теперь смотрю иначе. Я ее люблю. Можно сказать, что театр изменил мой взгляд на мир. Для меня мир стал светлее и добрее.С тем, что театр помогает увидеть реальность в ином свете, согласна и Анна Шатрова, педагог дополнительного образования школы №571, руководитель театральной студии «Театр-Да!».- Я свою студию часто называю «реабилитационный центр», потому что ко мне приводят детей с отставанием в развитии, с отставанием в речи, с психологическими проблемами. Приводят трудных подростков, которые не могут справиться со своими эмоциями, и поэтому на уроках никто из учителей с ними сладить не может. Приводят и говорят: «Ничего не можем сделать – это трудный ребенок». И я говорю: «Да, он мой». И мы начинаем заниматься. А через время дети раскрываются, и уже мало кто может вспомнить, что это был трудный подросток. Конечно, театральная педагогика не ставит своей задачей перевоспитать ребенка, просто в ней используются такие средства и приемы, которые на уроках применить, к сожалению, практически нельзя. У нас ребенок, выходя на сцену, испытывает стресс. Однако это стресс позитивный, потому что он мобилизует все возможности. Ребенок получает такую порцию признания, отдачи из зрительного зала, что зачастую у него происходит внутренний переворот. А еще у ребенка на сцене есть возможность замаскироваться. Ведь это не он, а его персонаж. А персонажу можно делать все: хулиганить, баловаться, быть плохим. Ребенок может быть Злодеем, а может Героем, может быть Чудовищем, а может Принцессой. Это прекрасная возможность реализации. У детей, особенно закрытых, повышается самооценка, а у детей с завышенной самооценкой происходит переоценка ценностей. Это меняет и внутришкольные отношения. Дети, которые не могут найти общий язык с одноклассниками, после того как выразят себя на сцене, видят, как меняется отношение к ним сверстников. Сцена – это колоссальная школа жизни. Однако нельзя забывать, что для школьной театральной студии необходимо, чтобы ее поддерживала администрация школы. Нам с этим повезло. Наш директор Валерий Евгеньевич Григорьев создал все условия для работы и развития студии. К сожалению, не во всех школах есть понимание, что театр нужен детям, что благодаря ему есть возможность открыть ребенку его природные способности. Санкт-Петербург
Комментарии