search
main
0

Стать примером и диктовать условия

Недавно в Санкт-Петербургском государственном университете прошло заседание рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса. Людмила ВЕРБИЦКАЯ, ректор СПбГУ.

Если наша страна до октября 2003 года к намеченной конференции 34 стран-участниц Болонского процесса в Берлине не заявит о своем желании интегрировать в мировую систему высшего образования ХХI века, нам придется принимать ту европейскую систему высшего образования, которую сформируют без участия России. Поэтому было принято решение передать от имени рабочей группы письмо министру образования РФ Владимиру Филиппову с тем, чтобы он на ближайшем заседании Правительства РФ заявил о готовности России направить официальное представление председателю комитета Болонского процесса. Это действие требует оперативности, поскольку на Берлинской конференции будут выработаны новые, более жесткие условия приема. Последующие после вступления шаги вполне выдержат 5-7 лет серьезной работы, в результате которой совместными усилиями может быть сформирована система европейского образования на, допустим, десять, пятьдесят или сто лет.
Совершенно очевидно: если мы хотим, чтобы европейское образование было таким, как российское (а российское, несомненно, лучшее), то мы должны иметь возможность, юридическое право высказывать свое мнение, давать советы и диктовать условия. Седьмого марта я выступила на заседании Ученого совета Болонского университета, и его ректор сказал, что видит цель в следующем: помочь России, когда она станет участницей Болонского процесса, пропагандировать российское образование. Он абсолютно убежден, что наше образование способно стать примером при создании системы европейского образования. То, что сегодня происходит в Европе, не всегда ставит европейскую высшую школу в выигрышную позицию. Например, в Болонском университете обучаются порядка 100 тысяч студентов, в Римском – 220 тысяч. Соотношение числа преподавателей к студентам один к ста. И это при том, что верхняя российская пропорция один к десяти. Российское образование позволяет индивидуально работать со студентом – в этом одна из его сильных сторон.
Однако нельзя не принимать во внимание, что, входя в Болонский процесс, представляя собственную систему образования, мы должны тщательно проанализировать образовательные системы России. Ведь у нас до сих пор нет полной ясности в соотношении разных образовательных циклов, разных квалификаций. Нормы законов и постановлений правительства плохо согласованы между собой. Необходимо также обеспечить в вузах те условия, которые позволили бы говорить о включении России в общую для Европы систему образования. Проблем, безусловно, достаточно: наше образование совсем иное, нежели за рубежом, однако думать о сочетании того и другого нужно.

Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте