search
main
0

Стать людьми, достойными Отечества

Три года в Московском суворовском военном училище пролетели почти незаметно. Эта весна стала для меня и моих товарищей временем выбора. У обычных школьников сегодня самый главный вопрос тот же: куда идти учиться? Но дороги перед нами разные. Чем же мы отличаемся от гражданских сверстников?

В августе 1999-го около 600 вчерашних восьмиклассников пришли в Московское СВУ, мечтая начать новую жизнь – будущего офицера. Конкурс в училище был приличный – 3 человека на место. Конечно, удача улыбнулась далеко не всем. Двумстам счастливчикам. И начались суворовские будни, не похожие на прежнюю жизнь. Подъем в 7 утра, зарядка, утренний осмотр, завтрак, занятия, а еще наряды, работа на территории, в учебных корпусах, в расположении роты. Честно признаюсь: полы научился мыть только в СВУ. Оторвавшийся погон пришить за 5 минут – теперь запросто, а поначалу было ой как непросто.
Гражданский сверстник может спросить: зачем все это? Затем, чтобы мы стали настоящими военными профессионалами. А для этого нужны не только знания, но и сила воли, ответственность, организованность, которые формирует весь уклад армейской жизни.
Пресса констатирует: из школы юноши выходят с дефицитом мужских качеств. А в СВУ весь уклад жизни как раз истинно мужские качества и формирует.
Наши первые командиры: ротный – подполковник Е. Потапов, взводный – майор М. Фирсов и старшина роты старший прапорщик Г. Остапчук помогали нам преодолевать “тяготы и лишения”, поддерживали в трудную минуту, учили премудростям армейской жизни. Строгие, но справедливые, честные, бескомпромиссные, наши командиры изо дня в день личным примером учили нас, каким должен быть российский офицер.
Как мы усвоили эти уроки? В конце первого курса наш взводный ушел на повышение. С тех пор, вот уже два года, нами руководит старший вице-сержант Максим Барвенов. Тем не менее взвод без офицера-воспитателя занимает первые места не только в роте, но и на курсе. Командир роты, как он сам говорит, нашему замкомвзвода доверяет полностью. На Максима действительно можно положиться. Отличник, спортсмен, всегда готов выручить в трудную минуту, подчиненных в обиду никогда не даст. Так что нам здорово повезло с замкомвзвода.
СВУ отличается от школы и организацией учебного процесса. Уроки у нас в основном те же самые, но некоторые занятия пропускаем из-за нарядов, и приходится потом наверстывать. А времени по сравнению с теми же школьниками немного. На самоподготовку отводится всего 3 часа в день. Бывало, с разрешения ответственного офицера приходилось заниматься после отбоя. Дома мы себе такого и представить не могли.
У суворовцев есть дополнительный стимул к отличной учебе. Те, кто неплохо учится, ходят в увольнение, а двоечники не ходят вообще. В школе нетрудно прогуливать уроки. В училище – невозможно. Контроль строгий. Все это приносит свои плоды. Не всем поначалу давалась учеба, но четкий учебный ритм помогает преодолевать трудности. К примеру, Антон Гасанов в МсСВУ стал твердым хорошистом.
Еще один плюс учебы в том, что преподаватели проводят с подопечными гораздо больше времени, чем педагоги в школе. Преподаватель химии Ирина Юрьевна Малиновская, которая работает одновременно в МсСВУ и в обычной школе, утверждает, что с суворовцами работать проще – “они взрослее”, не говоря уж о дисциплине на уроках. Наши преподаватели, особенно физики – Татьяна Семеновна Осиик, русского языка и литературы – Елена Яковлевна Борисова, не считаясь с личным временем, проводят с нами дополнительные занятия.
Самое существенное отличие суворовцев от школьников – казарменное положение. В нем, конечно, есть и свои плюсы. Мы более рационально используем время и для подготовки к занятиям, и для занятий спортом. В каждой роте – спортуголки, а в училище – спортплощадка, где одновременно могут заниматься несколько рот, есть футбольное поле и хоккейная площадка, 2 спортзала. Под руководством опытных преподавателей, таких, как старший лейтенант Зенкевич, капитан Катасонов, любой научится выполнять нормативы по физподготовке. Так, Игорь Волков при поступлении еле-еле подтянулся на оценку “удовлетворительно”. К концу второго курса он без особого напряжения крутил “солнышко” на перекладине. Наиболее целеустремленные суворовцы занимаются спортом ежедневно по нескольку часов.
В конце второго курса мы ездили в лагерь. Не отдыха, а полевой. Водили грузовики, рыли окопы, учились ориентироваться, впервые стреляли из боевого оружия. Там полигонными буднями проверялась дружба. Согласитесь, нашим гражданским сверстникам и это неведомо.
Хотя погода нас не баловала, к концу лагерного периода мы не хотели расставаться с теми прекрасными местами. Наш взвод занял первое место и приказом начальника училища был отпущен на день раньше всех остальных в отпуск.
Суворовцы изучают не только общеобразовательные и военно-прикладные предметы, но и некоторые сугубо специальные, но оттого не менее важные. И эстетическое воспитание суворовцев – не на последнем месте. Мы изучаем историю искусства и культуры, этикет, учимся пению и даже танцам. Не во многих школах преподается хотя бы один из этих предметов. Это еще одно преимущество СВУ.
А часто в школе показывают кино? В училище – каждое воскресенье. В основном фильмы патриотической направленности об армии, людях, посвятивших ей свою жизнь. Кроме того, благодаря стараниям заместителя начальника училища по воспитательной работе полковника А. Мельника и начальника клуба лейтенанта А. Скакун работает несколько студий (художественная, журналистики и т.д.), в которых желающие могут заниматься в свободное от учебы время. К слову, недавно при участии студии журналистики и ее руководителя Е. Белянкина выпущена книга о нашем училище. Отдел воспитательной работы организует для нас различные встречи и соревнования между суворовцами и учащимися школ Северо-Восточного административного округа столицы.
Недавно на базе училища проходили военно-патриотические сборы “Сыны Отечества”, в которых принимали участие около 30 команд из Москвы и Подмосковья. Большинство первых призов в состязаниях получило МсСВУ. Не удивительно. Если для кого-то “военка” – увлечение, то для суворовцев – профессия, смысл нашей жизни.
Все мои друзья готовятся к поступлению. Одни сидят по ночам, учат “главные” предметы, другие ездят на подготовительные курсы. Наши офицеры – подполковник Е. Потапов, капитан Д. Афанасьев, майоры Э. Чураев и Д. Новиков проводят с нами собеседования, рекомендуют, в какие училища лучше идти тому или иному суворовцу. Очень помогает нам начальник училища генерал-майор Рощин Вячеслав Александрович. При его поддержке, например, у нас есть возможность проходить автоподготовку и сдавать на водительские права, причем ребята-сироты занимаются бесплатно. Также о нас заботится группа профотбора, которую возглавляет подполковник Пичкур, опытные психологи помогают решать различные проблемы, избавляться от стрессов.
Само же распределение суворовцев по военным вузам проходит в конце третьей четверти третьего курса. Составляется рейтинг успеваемости за все время обучения, учитываются общественные поручения, дисциплинированность. После того как в роту приходит разнарядка, суворовцы, занимающие первые места в ротном рейтинге, имеют право выбирать вуз, в котором они хотят продолжать образование. Когда же очередь доходит до занимающих последние места в рейтинге, перечень наиболее престижных вузов оказывается практически исчерпанным. Эта система справедлива. Тот, кто не ленился три года, может рассчитывать на хороший результат.
Даже выпуск школьник рассматривает как большую гулянку, а суворовец видит в нем событие, к которому стремился три года, торжество, последний парад в суворовской форме. Выпускники каждый год приезжают в училище, чтобы встретиться с друзьями, офицерами. Ищут парты, за которыми сидели, и радуются, вспоминая о времени, проведенном в МсСВУ. У каждого выпуска свой номер, наш, например, 53-й. Выпускники порой спорят, какой выпуск лучше. Это традиция. А в школу выпускники приходят редко.
Так чем же мы отличаемся от обычных школьников? Тем, что уже при поступлении в СВУ выбрали профессию – Родину защищать и 3 года целенаправленно шли к своей мечте. За это время стали дисциплинированными, целеустремленными, научились беречь свое и чужое время, ценить близких и друзей, научились работать с книгами, документами, самостоятельно принимать решения и среди обилия забот выделять главное, выросли культурно, научились, наконец, просто дружить.
В отличие от многих школьников, мы твердо знаем, чего хотим. Наша цель – стать настоящими мужчинами, людьми, достойными своего Отечества, его защитниками. И первый шаг в этом направлении уже сделан.

Суворовец Артем ОСТАПЕНКО,
5-я рота МсСВУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте