search
main
0

Стать ближе к педагогу. Перемены требуют новых компетенций

Перемены, происходящие в школе в последние годы, потребовали от учителя новых компетенций и соответственно обновления системы повышения педагогических кадров. Какими могут быть эти новации на уровне региона, я попросила рассказать кандидата педагогических наук, ректора Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Галину ШЕШЕРИНУ.

Прежде чем ответить на мой вопрос, Галина Александровна напомнила о состоявшемся в феврале этого года заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на котором был представлен проект современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики:

– От системы повышения квалификации ожидается деятельность, направленная на перевод стратегических задач модернизации образования в соответствующие качества кадрового потенциала, необходимые для решения этих задач, на основе новых квалификационных требований к руководителям образования разного уровня и педагогам. Выполнять поставленную задачу мы предполагаем поэтапно, и некоторые шаги для этого уже сделаны.

В нашем институте разработана и внедрена система зачетных единиц как базовая основа для нелинейной организации учебного процесса, перехода к непрерывному образованию и решения вопросов академической мобильности. В условиях введения данной системы у слушателей появилась возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности изучения модулей (дисциплин). Мы говорим «появилась возможность», однако достичь в полной мере эффекта, который ожидался от введения данной системы в плане индивидуализации обучения, пока не удалось. В итоге мы пришли к выводу, что индивидуальное сопровождение профессионального развития педагога требует создания соответствующей структуры, способной выполнять новые функции.

– Что это будет за структура?

– Консалтинго-тьюторская служба, деятельность которой акцентирована на поддержку процесса переноса приобретенных знаний в практическую деятельность. Эта служба представляет собой объединение экспертов муниципального и регионального уровней, нацеленное на диагностику образовательных потребностей школ и учителей, на формулирование требований к системе повышения квалификации и отслеживание последствий обучения. Служба будет оказывать помощь педагогам в выборе и реализации их индивидуальных учебных маршрутов, в переносе приобретенных на наших курсах умений в образовательную практику, также будет оценивать эффективность процесса обучения в системе повышения квалификации.

– Галина Александровна, если говорить о содержании образования и обновлении программ обучения, здесь есть что-то новое?

– Сейчас институт предлагает работникам образования до 200 программ повышения квалификации и 15 программ профессиональной переподготовки. Программы включают несколько блоков: социокультурный, психолого-педагогический, информационных технологий, теоретический и технологический (методический). Ежегодно содержание программ обновляется на 30-40 процентов, и до 50 процентов учебных часов отводится на практические занятия, которые проходят в интерактивном режиме. Программы обеспечены учебно-методическими комплектами, кейсами и другими необходимыми для обучения материалами на 60-100 процентов в зависимости от новизны программы.

Особое внимание мы уделяем повышению квалификации управленческих кадров – руководителей и заместителей образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней. Разрабатываются и реализуются программы курсов по таким направлениям, как проектирование образовательных сетей, социально-педагогическое проектирование, управление изменениями, сопротивление персонала изменениям, эволюция образовательных организаций, стратегии построения эффективных команд, образовательный маркетинг, управление инновациями и другие.

Сотрудники института осуществляют организационное и научное руководство более чем 50 областными опытно-экспериментальными площадками.

– Расскажите об этом подробнее.

– За три последних года нами реализовано 18 проектов и исследовательских работ, привлечено более девяти миллионов рублей. Все привлеченные средства направлены на повышение квалификации и обучение различных категорий педагогических работников, в том числе и сотрудников института.

Участие в международной программе Microsoft «Партнерство в образовании» сделало возможным размещение инновационных практик учителей-экспериментаторов и педагогов – победителей ПНП «Образование» на федеральном портале «Сеть творческих учителей». Результатом проекта стало формирование в Тамбовской области сетевых педагогических сообществ, внедрение новых форм методической работы с педагогами за счет средств Интернета, увеличение количества учителей, получающих интернет-поддержку своего профессионального развития.

Началась реализация проекта «Обучение с использованием интернет-технологий». Проект рассчитан на дистанционное обучение учащихся и учителей. Оборудуется центр дистанционного обучения, разрабатываются дистанционные курсы.

Взаимодействие института с зарубежными и российскими партнерами осуществляется в рамках проектов, реализуемых совместно с Российским фондом правовых реформ, Национальным фондом подготовки кадров, фондом «Новая Евразия», Министерством образования и науки РФ, ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

– Почему вы придаете проектной деятельности такое большое значение?

– Во-первых, участие в проектах – это повышение собственной квалификации сотрудников института и овладение новыми компетенциями: все-таки работа в проектном режиме кардинально отличается от традиционной деятельности. Во-вторых, проект обычно направлен на разработку инновационной темы, поэтому активная деятельность в проекте – это выход на новые инновационные решения. Третий плюс проекта – это дополнительная оплата, а она для института никогда не лишняя.

– Позволяет ли это улучшать материально-техническую базу?

– Безусловно. Наша библиотека насчитывает около 40 тысяч экземпляров учебной и учебно-методической литературы, выписывается более 50 наименований периодических изданий. У нас создан банк информационных ресурсов, и теперь одна из главных задач – сделать так, чтобы ресурсы и, главное, методика их грамотного применения стали как можно ближе к учителю.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте