search
main
0

Стать архитектором дополненной реальности или нанобиотехнологом?

Воспитание выбором

Воспитание в школе – важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации учащихся в обществе и поддержка процесса индивидуализации личности посредством выстраивания профессионально ориентированного маршрута развития каждого школьника. В данной статье мы более подробно остановимся на реализации второй цели, постараемся показать технологию ее достижения в стенах нашей школы.

Всемирно известная писательница Джоан Роулинг в одном из своих произведений в уста директора волшебной школы вкладывает очень интересную фразу: «Человека определяют не заложенные в нем качества, а только его выбор». В наши дни выбор профессии – один из важнейших шагов в жизни человека.

Осознанное и взвешенное решение о выборе будущей профессии и профессионального образовательного маршрута должно формироваться у человека поэтапно через осознание своих склонностей и способностей, через понимание особенностей различных видов профессиональной деятельности, через учет специфики рынка труда и востребованности профессий. Кто поможет современному школьнику не ошибиться при выборе будущей профессии?

Мы считаем, что это важное решение возможно только при достаточном уровне информированности, которого можно достичь через систему предпрофильного или профильного обучения и профориентационного воспитания в образовательном учреждении.

Профориентационное воспитание в нашей школе сегодня – это средство дифференциации и индивидуализации обучения не только за счет углубленного (профильного) изучения предметов, а скорее за счет такой организации учебно-воспитательного процесса, при которой сам ученик совместно с родителями и с помощью грамотно выстроенной работы школы выбирает свою образовательную траекторию.

Исходя из своих интересов, способностей и возможностей, пробует себя в различных сферах деятельности, которые мы предлагаем, например принимает участие в проекте «Профессиональное обучение без границ», активно участвует в мероприятиях проекта «Инженерный класс», посещает факультативы в рамках предпрофильной программы подготовки школьников (внеурочная деятельность), выбирает «Кружки от чемпионов», развиваясь в олимпиадном движении, или является активным участником добровольческого отряда волонтеров-медиков «Открытые сердца».

Для построения такой модели необходима разработка специальной воспитательно-образовательной системы, учитывающей особенности профильности, выбор методик и форм организации образовательного процесса как в целом классе, так и в группах.

При создании такой системы первичным для нас стало определение приоритетов содержания образования в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения и направлений проф­ориентационного воспитания.

Организация системы профильного обучения в нашей школе реализуется стандартно: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – научить учиться, воспитательная – профориентационная и задача общего развития.

Но основная цель предпрофильного обучения в 9‑х классах – заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения, воспитать в них чувство ответственности за свое решение. Школьникам в конце 8‑го класса предлагается выбрать три учебных предмета, которые они будут изучать в следующем году в рамках специальных курсов, предполагающих углубление в предмет. Тем самым к концу 9‑го класса в рамках реализации предпрофильности ребенок уже сможет окончательно определиться с выбором профильного направления старшей школы.

Однако мы считаем, что погружать в предпрофильность необходимо уже с 7‑го класса. В нашем образовательном учреждении мы реализуем это через внедрение предпрофильных программ в рамках внеурочной деятельности по нескольким направлениям: инженерному, медицинскому, социально-экономическому, лингвистическому. Каждое направление состоит из трех предметных факультативов в зависимости от программы подготовки.

Например, медицинское направление в 8‑м классе состоит из лабораторий по биологии, химии и факультатива по русскому языку/математике (на выбор). У каждого ученика с 7‑го по 9‑й класс существует возможность выбора своего направления предпрофильной подготовки. Согласитесь, процесс смены профиля и предпочтений пройдет более безболезненно в 7‑м или 8‑м классе, когда ребенок только ищет себя. И, пройдя через метод проб и ошибок, такой ученик сделает осознанный выбор профиля в 10‑м классе.

В нашем образовательном учреждении из года в год самыми востребованными профильными направлениями являются инженерное (инженерный класс), социально-экономическое и лингвистическое. Помимо насыщенного образовательного компонента старшеклассники еженедельно принимают активное участие в городских проектах, тем самым расширяя и укрепляя свои знания по профилю.

Для развития мотивации школьников к формированию самой способности к сознательному и ответственному выбору, адекватному представлению о своих будущих профессиональных возможностях нами было решено расширить возможности социализации учащихся через участие в общественно полезных практиках, творческих конкурсах, активизацию работы с вузами-партнерами, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

В частности, наши ученики начиная с 7‑го класса становятся активными добровольцами в рамках Всероссийского движения «Волонтеры-медики», принимают участие в различных мероприятиях и проектах Российского движения школьников, в конкурсе «Большая перемена», также еженедельно участвуют в мастер-классах и сессиях в рамках «Университетских суббот» и «Суббот московского школьника».

За последние годы наша школа в рамках городского проекта «Профессиональное обучение без границ» обучила порядка 900 учащихся 9‑11‑х классов рабочим профессиям, таким как «вожатый», «оператор ЭВМ», «оператор в области цифрового пространства», «парикмахер», «слесарь по ремонту автомобиля», «страховой агент», «лаборант-микробиолог», «лаборант-химического анализа».

Наши дети, пройдя несколько уровней образования в школе, определившись с предметными, трудовыми предпочтениями, ежегодно помимо аттестата об основном общем образовании получают свидетельство с присуждением рабочей квалификации.

Главным образом сетевое сотрудничество с учреждениями профессионального образования дает нам возможность создания условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения.

В нашей школе работа по профориентации логично выстроена для каждой возрастной категории обучающихся, тем самым обеспечивается преемственность на всех уровнях образования. Все это реализуется благодаря многогранности программ внеурочной деятельности и доступности городских образовательных проектов, таких как «Учебный день в «Мастерславле», «Дни без турникетов. Дети», «Профсреда», «Университетские субботы», «Профессиональное обучение без границ».

В итоге к 11‑му классу мы создаем все условия для самоопределения учащихся, формирования у них адекватного представления о своих возможностях. Все это работает благодаря введению грамотной и поэтапной воспитательной программы осуществления ориентации детей на трудовую подготовку, способную повлиять на выбор востребованных профессий, за счет часов основной, внеурочной и дополнительной деятельности.

Именно такая организация обучения дает возможность на выходе из школы получить мотивированных выпускников, готовых к получению высшего профессионального образования.

Анастасия ЛИТВИНОВА, заместитель директора школы №1591

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте