search
main
0

Стать академиком?

Нет ничего проще, было бы желание! Прямо со школьной скамьи…

Профессия врача в отличие от всех других профессий стоит особняком хотя бы потому, что от знаний, умений медика зачастую зависит самое ценное, что есть у человека, – его здоровье и жизнь. Поэтому медицина чуть ли не больше других боится людей случайных, пришедших в эту область из-за мнимой привлекательности профессии и ничем не объяснимого желания, нежели из-за вполне осознанного решения. Действительно, любой из нас боится попасть к врачу-дилетанту или, еще хуже, к человеку, который не любит свое дело. Чтобы свести к нулю процент таких врачей-выпускников, исключить разочарование в выбранной профессии, когда диплом уже на руках, в 1993 году при мединституте начала свою работу Малая медицинская академия, слушателями которой стали старшеклассники со всего города Якутска.

– В последнее время активно муссируется проблема разобщенности школы и вуза, идет поиск путей их сближения. Один из вариантов – объединить выпускные экзамены в школе и вступительные в вуз. Почему же Малая академия, так много сделавшая на этом пути, не идет дальше?

С этого начался наш разговор с бессменным руководителем Малой академии, доктором биологических наук Ольгой Колосовой.

– Во-первых, не нужно путать нашу форму обучения с различными подготовительными курсами, которые сейчас есть в достаточном количестве при любом вузе. Мы выбрали путь прежде всего профориентации молодежи, потому что в будущем хотим иметь хороших студентов и выпускников, которые знают, какая работа их ждет после окончания вуза, хотят быть профессионалами своего дела. Обучение в академии, кроме знаний, никаких льгот перед остальными абитуриентами не дает, конкурс – один для всех. Кстати, немаленький – 4 – 7 человек на место.

В течение одного-двух лет занятий в академии ребята знакомятся с профессией врача не понаслышке: посещают лекции по профильным предметам, занимаются в анатомическом музее, проходят практику санитарами в медучреждении, работают с наглядностью и не обязательно только с макетами. За это время можно принять окончательное решение, ведь ребята видят не только беленький халатик, но все то, с чем врач каждодневно сталкивается в своей практике. Бывает, ко мне приходят “академики” со словами: “Я не буду поступать в медицинский”. Я радуюсь, потому что человек вовремя понял, что эта профессия не для него. Кроме того, есть еще один немаловажный фактор – психологическая адаптация к вузу. За время учебы в академии ребята знакомятся не только с будущими преподавателями, но и с требованиями, которые, конечно, отличаются от школьных.

В академии учатся все желающие. Это делается для того, чтобы по максимуму удовлетворить спрос, дать подросткам проверить себя и свои силы в новом деле. Поэтому при приеме – только собеседование, обязательно в присутствии родителей, которые очень часто больше своего ребенка желают увидеть его в будущем в белом халате. Руководитель академии держит с родителями связь: постепенно становится ясно, действительно ли у их чада есть желание учиться на врача, есть ли прогресс в учебе или наоборот. Правда, бывает и так, что, несмотря на советы попробовать себя в другой области, “академик” ни в какую не хочет бросать занятия. Его не выгонят не только потому, что учеба платная, знания по медицине в любом случае пригодятся в будущем: разве не нужно знать свою физиологию, основы первой медицинской помощи? А за год-два ребята изучают еще и основы латинского языка, анатомии, гистологии, лекарствоведения, гигиены, микробиологии, историю медицины. Это помимо основных, углубленных курсов по химии и биологии, знания по которым особенно пригодятся на первых курсах любого медвуза. Нужно иметь немалое терпение и упорство, чтобы после школьных уроков почти каждый день посещать еще и Малую академию, в которой есть свои зачеты и контрольные.

Малая академия готовит не только своих будущих абитуриентов. Ее выпускники с успехом поступают в любой медицинский вуз России. Немаловажно, что те, кто взял серьезный разгон в самом начале, так и продолжают учиться до конца. В этом году поступившие в Якутский мединститут маленькие “академики” из первого набора столь же успешно заканчивают уже шестой курс.

За несколько лет Малая академия сделала себе имя. Желающих обучаться в ней стало еще больше. Два года назад решили попробовать еще один вариант работы со школьниками. К сотрудничеству с академией подключилась 23-я городская общеобразовательная школа. Под руководством Якутского пединститута школа не так давно начала работать в режиме эксперимента “Формирование профессионального самоопределения школьника при организации дифференцированного обучения в условиях общеобразовательной школы”. Изучение спроса выпускников на ту или иную профессию помогает педколлективу каждый раз при новом наборе в десятый класс менять направление работы. В прошлому году школа выпустила первый профкласс с педагогическим уклоном. Сейчас работает инженерно-педагогический класс, который курирует все тот же пединститут. Готовятся договоры о сотрудничестве с Якутским филиалом юридического института при МВД РФ и экономическим институтом Якутского госуниверситета. В двух новых классах, юридическом и экономическом, преподаватели этих вузов будут читать лекции по профпредметам прямо в школе.

Спрос выпускников школы на получение профессии врача два года назад сподвигнул администрацию 23-й школы заключить договор о сотрудничестве с Малой академией. По результатам анкетирования и собеседования сформировали медицинский класс. Специально для него разработали учебный план, где пять часов в неделю за счет резервного времени выделили на спецпредметы. Дополнительные предметы не бесплатны, но по условиям договора их цена значительно ниже той, которую платят обычные слушатели академии. Так Малая академия получила готовый класс, который один день в неделю полностью проводит в мединституте: слушает лекции профессорско-преподавательского состава, посещает анатомический музей – основу знаний любого врача, и кое-кто из ребят уже на собственном опыте понял, что лечебное дело, увы, не его призвание.

Но такой опыт не ограничился рамками только Якутска, где подобный контакт наладить было довольно легко. В прошлом году по собственной инициативе на Малую академию вышел северный Нюрбинский улус. Его абитуриенты едут поступать в мединститут неохотно, а если поступают, то учатся довольно слабо. Зато после окончания вуза в родные пенаты их пряником не заманишь – изо всех сил стараются закрепиться в городе. Впрочем, это беда всех отдаленных улусов. Плюс ко всему в последнее время экологическая обстановка в этом районе оставляет желать лучшего, а нехватка квалифицированного медперсонала особенно ощутима. Поэтому инициативу администрации Нюрбинского улуса в мединституте оценили, когда те предложили открыть на базе девятого класса 1-й нюрбинской школы филиал Малой академии мединститута. С девятиклассниками преподаватели медвуза до этого еще не работали. Тем не менее в качестве эксперимента решили начать работу именно с девятым классом, чтобы за “резервный год” выровнять знания собранных из разных школ учеников по фундаментальным предметам: химии, физике, биологии. К сожалению, это те предметы, которые из-за нехватки учителей на периферии часто вынуждены вести другие предметники, чуть ли не учителя физкультуры.

Для обучения остановились на очно-заочной форме. Большое расстояние между Якутском и Нюрбой помехой не стало. Благодаря поддержке администрации улуса ребята уже побывали в Якутске (а это не такой уж близкий путь – почти сутки на машине через замерзшую широкую реку Лену). На целую неделю они “прописались” в мединституте: слушали лекции по анатомии, физиологии и другим специальным предметам. Эта поездка стала для нюрбинцев серьезной мотивацией к дальнейшей учебе, ведь они почувствовали себя почти настоящими студентами. В служебную командировку в Нюрбу вместе со своими коллегами собирается и Ольга Колосова. Медико-экологическая экспедиция обязательно навестит своих подопечных. А еще Ольга Николаевна очень надеется на помощь Интернета. Благодаря специальной программе Министерства образования Республики Саха нюрбинская школа # 1 входит в число школ республики, имеющих доступ в глобальную информационную систему. В кабинете у Колосовой тоже есть компьютер с модемом, поэтому пообщаться, получить совет и консультацию большого труда не составляет.

– Теперь вы понимаете, почему мы выступаем против того, чтобы сделать медвуз доступным для всех, кто только пожелает ступить на эту трудную стезю? Обычная аллергия на лекарственные препараты и то может оказаться серьезной помехой в осуществлении этой мечты. Хороший выход, но пока из области фантастики – брать всех желающих на первый базовый курс, после которого проводить конкурсный отбор. За год уже можно определиться. А пока одного большого желания и знаний в пределах только школьного курса здесь все-таки мало. Важно сначала проверить себя в деле, а эту возможность мы уже сейчас с удовольствием даем всем желающим, – подытожила Ольга Николаевна.

Ольга СЛЕПЦОВА

Якутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте