Минобрнауки РФ 23 декабря 2004 года издало приказ №141 «О Федеральном совете по учебникам». В нем изменены некоторые положения, касающиеся присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа «Рекомендовано», а также состава президиума Федерального экспертного совета РФ. Мы обратились к руководителю Департамента экспертизы учебных изданий ФЭС Надежде ГАБРУСЕВОЙ с просьбой дать комментарии по этому вопросу.
Досье «УГ»Положение о Федеральном совете по учебникам Министерства образования и наукиРоссийской Федерации1. Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Федеральный совет) является совещательным органом Минобрнауки России.2. В своей деятельности Федеральный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минобрнауки России, а также настоящим Положением.3. Основной задачей Федерального совета является обеспечение качества учебников, предназначенных для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.4. Федеральный совет в целях решения возложенной на него основной задачи осуществляет следующие функции:4.1. Принятие решения по результатам экспертизы о соответствии учебников установленным требованиям;4.2. Подготовка рекомендаций о присвоении учебникам грифов «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» и «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;4.3. Внесение предложений в Минобрнауки России по вопросам, относящимся к ведению Федерального совета.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Федерального совета ежегодно приказом Минобрнауки России возлагается на организацию, подведомственную Рособразованию.6. В состав Федерального совета входят председатель, его заместители, ученый секретарь, секретарь и члены Федерального совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.7. Для руководства деятельностью Федерального совета формируется президиум Федерального совета (далее – президиум) в составе председателя, заместителей председателя, ученого секретаря и членов президиума.Количественный и персональный состав президиума утверждается приказом Минобрнауки России.Президиум:вносит в Минобрнауки России предложения по составу предметных секций из числа членов Федерального совета.8. Председателем Федерального совета (и одновременно председателем его президиума) является по должности заместитель министра образования и науки Российской Федерации, координирующий и контролирующий деятельность по вопросам разработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования.Председатель Федерального совета: осуществляет общее руководство деятельностью Федерального совета;ведет заседания президиума Федерального совета.9. Заместителями председателя Федерального совета (и одновременно заместителями председателя его президиума) по должности являются президент Российской академии образования и вице-президент Российской академии наук.10. Ученым секретарем президиума по должности является начальник отдела федеральных перечней учебной литературы Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России.11. Ученый секретарь президиума осуществляет следующие функции:организует заседания президиума;готовит материалы к заседаниям президиума.12. Заседания президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание президиума является правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума.Решения президиума считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов президиума, участвовавших в заседании.Принимаемые президиумом решения оформляются протоколом, который подписывают председатель или его заместитель, председательствующий на заседании, и ученый секретарь президиума.13. Члены Федерального совета входят в предметные секции.Состав предметных секций утверждается приказом Минобрнауки России.14. Предметные секции Федерального совета рассматривают экспертные заключения и принимают решения о соответствии учебников установленным требованиям. Решение секции, подписываемое председателем и секретарем секции, является основанием для присвоения соответствующего грифа.15. Заседания предметных секций проводятся по мере необходимости.Заседание предметной секции считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов секции.Решения предметной секции считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов секции, участвовавших в заседании.Принимаемые предметной секцией решения оформляются протоколом, который подписывают председатель, секретарь секции и секретарь Федерального совета.16. Секретарь Федерального совета:планирует и координирует деятельность секций Федерального совета;готовит информационно-аналитические материалы о деятельности Федерального совета.
– Надежда Ивановна, какие изменения произошли в экспертизе учебных изданий и с чем они связаны?
– В настоящее время происходит разделение полномочий между тремя структурами: Министерством образования и науки РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по образованию. Они приводятся в соответствие с компетенциями Федерального органа управления, определенными Законом «Об образовании»: утверждение федеральных перечней учебников на основе их экспертизы. Поэтому министерство предполагает взять на себя функции грифования только учебников. В связи с этим разрабатывается новый порядок экспертизы. Недавно был утвержден только один документ – «Положение о Федеральном совете по учебникам» (приказ № 141 от 23 декабря 2004 года). Этот совет является совещательным органом и в отличие от Федерального экспертного совета не будет проводить экспертизу учебников, а лишь рассматривать заключения РАН, РАО, возможно, других экспертных организаций и принимать решение о рекомендации или нерекомендации к присвоению грифа. Положительное решение, оформленное в виде заключения ФСпУ, и будет являться основанием для присвоения учебнику грифа Минобрнауки. Организационно-техническое обеспечение деятельности ФСпУ будет осуществлять наше учреждение – Федеральный центр экспертизы учебных изданий.
– Какой будет процедура экспертизы учебников?
– Приказ № 141 не определяет процедуры экспертизы. Ясно одно, что проводить ее будут РАН и РАО. Ничего нового в этом нет, они всегда принимали участие в экспертизе. В дореволюционной России этим занимались только РАН и МГУ. В советский период наряду с УМСом (бывшее название ФЭС) экспертизу учебников проводили РАН, РАО и направляли свои заключения в министерство. В последнее время обе академии делегировали своих представителей в секции Федерального экспертного совета и президиум ФЭС, который возглавляли два сопредседателя: министр образования Владимир Филиппов и президент РАО Николай Никандров.
Очевидно одно: в экспертной оценке учебников на присвоение им грифа «Допущено» по новой процедуре не будут принимать участие учителя, методисты, преподаватели педагогических вузов, представители научной и педагогической общественности регионов. Это, на мой взгляд, два шага назад в развитии общественного института экспертизы учебников в России.
– В последнее время в ряде публикаций одной из причин реформирования ФЭС называются устаревшие «правила» проведения экспертизы, не удовлетворяющие издательства.
– Доказывать, что «новое» будет лучше «старого», значительно труднее, чем утверждать, что все наоборот. К тому же существующая процедура экспертизы является обновленной и существенно измененной по сравнению с процедурой 90-х годов. Последние годы были периодом поиска путей модернизации экспертизы и создания системы контроля за качеством учебной литературы. Эта проблема была обозначена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. На основе исторического анализа развития института экспертизы в России, анализа современной ситуации в учебном книгоиздании Министерством образования РФ были разработаны и утверждены новые документы: «Положение о Федеральном экспертном совете Министерства образования РФ», «Положение о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования РФ», «Положение о порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа «Рекомендовано Министерством образования РФ» (приказ Минобразования России от 9 июля 2003 года
№ 2959), обновлен персональный состав экспертов секции ФЭС (приказ Минобразования России от 24 мая 2004 года № 2335). Эти документы действительно были направлены на повышение качества учебной литературы: усиление общественного характера экспертизы, привлечение к ней представителей научной и педагогической общественности регионов России (каждая секция ФЭС имеет свое региональное отделение), вовлечение в процесс экспертизы учителей, учеников и их родителей. Речь идет о введении апробации (расширенной экспертизы) учебников на присвоение им грифа «Рекомендовано». При этом обеспечивались открытость, прозрачность процедуры, что исключало возможность пресловутой «коррупции», о которой не раз (причем бездоказательно) упоминалось в ряде СМИ.
В настоящее время (впервые за последние 15 лет) проводится апробация 49 учебников, по результатам которой будет приниматься решение соответствующей секцией ФЭС о рекомендации Министерству образования и науки к присвоению учебнику грифа «Рекомендовано». В этой экспертизе участвуют около 2500 учителей и 57 методистов институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования из 32 регионов Российской Федерации.
Пять издательств («Просвещение», «Дрофа», «Мнемозина», «Русское слово», «Вербум-М») представили учебники на расширенную экспертизу. По согласованию с Департаментом государственной политики в сфере образования Федеральный экспертный совет должен завершить этот процесс 30 мая 2005 года.
Апробация учебников хорошо воспринята педагогическим сообществом: мы подписали соглашения о проведении апробации (расширенной экспертизы) с ИПК и ПРО из 44 регионов Российской Федерации. Разделение ответственности государства с обществом, в том числе и за качество образования, и есть путь создания гражданского общества. Жаль, что это направление в работе ФЭС осталось незамеченным.
– Кто теперь будет присваивать гриф учебникам? Ведь раньше это делал ФЭС.
– Гриф учебникам и учебным пособиям всегда присваивало Министерство образования. Чтобы быть более убедительной, я должна сказать, что в этом году в Федеральный перечень учебников включены два пособия издательства «Просвещение», которые не проходили экспертизу ФЭС, но им присвоен гриф, и Минобрнауки включило их в ФП на 2005-2006 учебный год. Это еще раз доказывает, что вопросы присвоения грифа и формирования федеральных перечней учебников всегда находились и по-прежнему находятся в компетенции Минобрнауки.
– Проводит ли ФЭС экспертизу учебных изданий в настоящее время?
– Приказ Минобразования России от 09.07.2003 года № 2959 в части, утверждающей Положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифов «Допущено» и «Рекомендовано», не отменен, поэтому Федеральный экспертный совет принимает на экспертизу все виды учебных изданий за исключением учебников. Их прием на экспертизу после 20 октября 2004 года приостановлен на основании письма Департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки.
– Когда возобновится прием на экспертизу учебников?
– Он возобновится после утверждения положения о порядке присвоения учебникам грифа Минобрнауки Российской Федерации (по новой процедуре), утверждения персонального состава секций Федерального совета по учебникам и согласования с Департаментом госполитики распоряжения об оплате экспертизы. Отсутствие этих документов пока не дает возможности говорить о конкретных сроках начала приема учебников на экспертизу с целью присвоения им грифа Минобрнауки Российской Федерации.
– Как будут проходить экспертизу учебные программы и учебно-методические пособия?
– Существенных изменений в процедуре экспертизы учебных программ и учебно-методических пособий не произойдет. По-прежнему их экспертизу будут проводить секции Федерального экспертного совета. Хочу подчеркнуть, что экспертиза учебных изданий была и останется для издателей добровольной. В том случае, если они сочтут нужным обратиться в ФЭС для проведения экспертизы учебных программ, рабочих тетрадей, электронных учебных изданий, обучающих и развивающих игр, они смогут это сделать.
Комментарии