На просторах нашей родины в данный момент проходят десятки, если не сотни самых разнообразных учительских конкурсов. Это прежде всего всеми уважаемый «Учитель года», который проводится с муниципального до всероссийского уровня. Это и всевозможные конкурсы лучших предметников, проводимые различными ассоциациями и клубами, кроме того, огромное множество сетевых всероссийских и международных конкурсов с весьма звучными названиями. Почти каждый учитель за свою жизнь принимал участие хотя бы в одном из них. Давайте попытаемся понять, почему они столь востребованы, насколько важны для учителей в частности и для развития образования в целом.
Прежде всего хочу напомнить, что в современной системе аттестации педагога участие в учительском конкурсе, желательно самом известном и престижном, является одним из важных требований. Это объясняет причину массового участия педагогов именно во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Что касается остальных испытаний, то многие предпочитают идти по легкому пути, участвуя во всевозможных легковесных или формальных конкурсах, где выдают красивые сертификаты победителей, пусть и за деньги.Это не более чем одна из сфер бизнеса, который процветает вокруг собственно образования. В этом и кроется многообразие всевозможных конкурсов, поскольку спрос всегда формирует предложение. Поэтому имеет смысл говорить не о тех предложениях, которые быстро появляются и столь же быстро исчезают, не оставляя на сердце учительства каких-то сожалений, а о «блюдах» по-настоящему качественных. Самым же авторитетным и престижным учительским конкурсом был и остается «Учитель года». Он постоянно развивается, поддерживается официальными структурами образования, причем в некоторых субъектах РФ главы регионов и вовсе курируют его проведение. А на финальных мероприятиях нередко можно увидеть высших сановников нашего государства.Но не только это привлекает внимание к конкурсу тысяч учителей по всей стране. Да, возможность получения ведомственных наград на «Учителе года» – несомненный плюс, а само это испытание по праву можно считать одним из социальных лифтов, который иногда позволяет рядовым преподавателям стремительно взлететь на верхние этажи образовательной иерархии. Например, за победу на региональном конкурсе «Учитель года» многие получают ведомственные отличительные знаки, за которые «пахари» (категория учителей, которые либо не попадают на конкурсы, либо принципиально в них не участвуют) вынуждены вкалывать долгие годы. Нередко победители получают приглашение возглавить школы, лицеи, гимназии, несмотря на сравнительно небольшой педагогический стаж и отсутствие управленческого опыта. Как правило, среди победителей преобладает молодежь, что в свою очередь также является поводом для неприятия конкурса контингентом управленцев и учителей, которые считают эти мероприятия просто хорошо поставленным шоу в самом негативном смысле этого слова. Шоу для них – это показуха, ничего общего с реальным преподаванием не имеющая, а победители слишком уж молоды, чтобы быть эталоном для учительства.В этом постулате кроется опасность для нашего любимого конкурса. Непонимание целей этого мероприятия, мотивов, движущих участниками, недооценка личностей конкурсантов приводят к искаженному восприятию реальности. Излишне напоминать, что конкурс называется не «Лучший учитель страны», а именно «Учитель года» и в нем участвуют учителя, нуждающиеся в самоактуализации своего профессионализма через открытые уроки, мастер-классы и другие мероприятия. Поэтому подавляющая часть участников являются молодыми педагогами. Участвуют в большинстве случаев только один раз, что, по-моему, неправильно. Многие жаждут реванша, они могли бы и хотели бы пройти этот путь еще раз, исправив недостатки, которые безжалостно обнажает «Учитель года» любого уровня. У большинства конкурсантов педагогический стаж не выше пяти лет, но ведь люди растут, причем порой очень сильно, и они должны иметь право на повторное участие в течение следующих 5‑10 лет.Но тогда вообще имеет смысл спросить участников конкурса: зачем они всем этим занимаются? Что им дает конкурс? В марте 2018 года к нам в Якутию приезжал абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017 Илья Демаков, и в одном из интервью местным СМИ он высказал резонную мысль: почему учителей года, ярко себя проявивших, забирают на административную работу, лишая детей хорошего педагога, может быть, только вставшего на путь раскрытия своих педагогических талантов?Об этом в свое время говорил мне, начинающему руководителю, директор Оргетской школы Верхневилюйского улуса Юрий Павлов. И сам же давал ответ: каждый получает то, что желает. Значит, многие учителя (особенно мужчины), участвуя в конкурсе, видят венцом своего успеха переход на административную работу, где больше самостоятельности и свободы, больше возможностей воплотить свой проект и свою задумку в жизнь, да и, что греха таить, выше зарплата. Но при этом как учитель, безусловно, современный директор умирает. Часто долго и мучительно.На сегодняшний день конкурс, изначально придуманный как состязание в профессионализме зрелых мастеров, постепенно превращается в соревнование молодых, полигон лабораторных испытаний новых стандартов, передовых и не очень идей уроков, инновационных мастер-классов. Молодежь, безусловно, талантливая, прорывается через все этапы конкурса до самых вершин. Многие затем уходят на административную работу, в политику, бизнес. И все-таки для подавляющего большинства участников «Учитель года» был и остается наиболее интенсивным, высокопродуктивным, эффективным курсом повышения квалификации. Поэтому главная задача для многих региональных конкурсов – не скатиться на формальное выявление участника всероссийского уровня, а выстроить процесс участия в «Учителе года» в духе повышения квалификации педагогов.Хорошо бы опираться при этом на местные клубы учителей года. Они отлично выполняют роль реабилитационных центров для тех, кто не стал победителем, а также тех, кто только собирается попробовать себя на этом поприще. И вот эти клубы, наполненные вчерашними и завтрашними участниками, должны выступать поддержкой региональных форумов. Безусловно, туда должны приезжать мастера, победители разных лет, и демонстрировать свои уроки и мастер-классы, вступать в диалог с членами клуба и участниками местного конкурса. Должны существовать местные клубные конкурсы – более камерные, менее пафосные. Нелишним кажется и наличие в календаре нескольких межрегиональных конкурсов, возможно, экспериментального формата (отличный пример – Чемпионат региональных учительских клубов).Но «Учитель года России» не нужно подменять ничем другим, он должен остаться ориентиром для всех клубных мероприятий, иметь свои экспериментальные региональные площадки, которые могли бы менее болезненно трансформировать формат конкурса под требования времени. Например, якутский клуб «Учитель года» проводит Кубок А.И.Семенова для учителей математики, на который приезжали Алексей Доронин и Вадим Соломин, а также Кубок Д.С.Спиридонова для учителей истории, где в качестве лекторов и членов жюри побывали Сергей Кочережко и Петр Галанюк. Эти конкурсы по формату совсем не «учительгодовские», но они тоже интересны для педагогов и имеют право на жизнь.Не могу не упомянуть наш клубный конкурс «Учитель года Западной Якутии – «Серебряный пеликан», который проводится под эгидой и при активном участии «Учительской газеты», победителей и лауреатов «Учителя года России». Достаточно сказать, что два последних победителя якутского конкурса слушали лекции таких мэтров педагогики, как Алексей Овчинников, Вячеслав Вахрамеев, Николай Белозеров, Сергей Кочережко, Андрей Шевченко и Александр Шагалов, общались с ними лично. Этот пример в том числе показывает, что система конкурса «Учитель года» давно стала мощной формой подготовки и повышения квалификации учителя.Наш любимый конкурс до сих пор остается тем системообразующим продуктом российского образования, тем магнитом, который притягивает к себе таланты. Он всегда в развитии, шагает в ногу со временем, гибко реагируя на происходящее в учительской среде. Но, хочу подчеркнуть, надо как-то отходить от показательных, выставочных моделей уроков, которые мало пригодны для ежедневной практики. Также надо перенацелить контингент участников с карьерного роста на рост учительского профессионализма. В этом случае конкурс перестанет быть насосом, выкачивающим таланты в другие сферы образовательной (и не только) деятельности, а станет той точкой роста учителя XXI века, за которой последует рост качества образования в школе, регионе, стране. Хочется в это верить.Юрий КЫНАТОВ, председатель клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)»
Комментарии