search
main
0

Старые парты

От подруги-журналистки услышала о школьной мебели, которая “просто калечит детей”. Дескать, необходима более подвижная. И вспомнила я, как ходила с детьми на выставку “Школа-99”. Много проспектов, рекламы, демонстрация современного оборудования кабинетов, последние учебники, литература для учителей, музыка, веселье. На стенде с новейшей школьной мебелью стояла старая парта, выкрашенная в черный цвет. Показатель того, как далеко мы ушли от нее, родимой. И нахлынули воспоминания…

И не всегда они были черными. Чаще всего красили их так же, как и нынешние столы и стулья. Зато оторвать можно было только крышку. Все мои коллеги хорошо представляют, сколько можно вывинтить шурупов из стола. А из стула! Желающие всегда найдутся. И момент выберут. И совсем не обязательно у тебя на уроке. Можно во время замены, ученики крутятся под строгим (или не очень строгим) взглядом учителя, который их не знает. И совершенно не нужно брать из дома отвертку. Можно концом треугольника или просто руками. И потом пусть ответственный за кабинет учитель собирает по классу шурупы, болты и гайки, умоляет трудовика сделать ему новые взамен безвозвратно утерянных.

Да, конечно, бывало, с трудом втискивается за парту особо крупный ребенок. Но тогда ставили на задних рядах парты побольше. Зато были в старых партах перекладинки для ног, чтобы была меньше нагрузка на позвоночник, чуть наклонная поверхность для удобства письма и было куда сумку с учебниками положить. А у нынешних столов только крючки, да и они быстро исчезают, как и шурупы из новой мебели. И выталкивает свои пожитки ученик в проход между столами. И ногам вольготнее, и путь к доске усеян препятствиями. Ведь и сейчас двухметровый ребенок с тяжким вздохом сует свои ноги под стол, а его метровый одноклассник болтает ножками, которые ну никак не достают до пола. Прогресс-то прогрессом, а все-то мы не научимся рожать одинаковых детей. Какие-то они у нас разнокалиберные.

А как мыли классы, заставленные партами. Сдвинешь ее, массивную на вид, но легонькую по сути (экологически чистый материал!) в сторону и вымоешь освободившееся пространство. И чисто, и хорошо. Сейчас я в конце последнего урока обязательно прошу: “Ребята! Поднимите, пожалуйста, стулья!” Понимающе вздохнув, начинают греметь железом ученики. Как-то выживают в школах особо тяжелые и неудобные стулья, которые при неосторожном с ними обращении могут руки-ноги переломать, а кого поменьше и вообще убить. Ставить их работа для любых двух дежурных непосильная. Сдвигать столы вместе с такими стульями никто и не рискует. Только во время генеральных уборок, частота которых зависит от распоряжения администрации, нажима классного руководителя и любви к чистоте завкабинетом. Пошмыгает тряпкой дежурный у доски, в проходах и совсем немного между столами, и лежит грязь спокойно до генеральной уборки. А в ней и микробы, и аллергены!

Да и пишет, и рисует на школьной мебели российский ученик ничуть не меньше, чем советский. На мой взгляд, тематика изображенного стала даже богаче. А на пластике можно и выцарапать что-нибудь. На века.

Первым космонавтам пробовали делать кресла, отливая их “по фигуре”. Оказалось, в них долго не высидишь. Человек постоянно меняет позу, при этом сокращаются и расслабляются различные группы мышц. Какие-то отдыхают, другие – работают. С этой точки зрения стул более жесткой “примитивной” конструкции ничуть не хуже кресла, в котором утопаешь. Были бы правильно соблюдены пропорции. Но это уже дело специалистов. У меня устный предмет, и я часто вижу, в каких позах сидят дети, когда они просто слушают. Никакие уговоры не помогают заставить их сидеть правильно. Чаще всего, расслабляясь, они изгибают спину дугой. В 9-м классе при изучении скелета человека я ставлю для сравнения скелет кролика. У многих детей можно видеть такую “спинку кролика” в отличие от их родителей с их S-образным изгибом позвоночника. Напомню, что в позвоночнике находится спинной мозг, от которого отходят нервы ко всем органам тела. Неправильная осанка может стать источником практически любого заболевания. А сколько детей с такой осанкой в каждом классе, может подсчитать каждый педагог, достаточно посмотреть в конец журнала. Не по наследству же они такую получили.

Может, и не так глупы были наши бабушки, пользующиеся скамеечками для ног. А Пушкин-то писал за конторкой, а не за плоским столом. И кто-то ее придумал – парту. И сколько народу за ней сидело. Лучше ли будет, если появятся в школах столы и стулья с большим количеством деталей и пластика?

Мне что-то жаль старую деревянную, такую недемократичную парту из моего детства… А вам?..

Елена СМИРНОВА,

учитель биологии средней школы N 725

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте