Комплектование 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению (далее – эксперимент), осуществляется на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196.
Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России)
Департамент общего и дошкольного образования
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации (по списку)
№14-51-123/13 от 06.05.2004
Комплектование 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению (далее – эксперимент), осуществляется на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196.
При комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования.
Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления (муниципалитеты), которые обычно и являются учредителями образовательных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, учрежденных ими на данной территории (однако это не равнозначно праву беспрепятственной записи на обучение в конкретное образовательное учреждение).
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения), открывая профильные классы и профильные группы. Также общеобразовательные учреждения могут открывать на старшей ступени классы (группы) универсального (непрофильного) обучения.
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного числа предлагаемых к выбору предметов и курсов предоставлять обучающимся (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) возможности обучения по индивидуальным учебным планам, включая в них те или иные профильные и элективные предметы и курсы («Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся», письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 20.04.2004 №14-51-102/13).
Профильные классы, созданные на третьей ступени общего образования, являются структурными единицами общеобразовательного учреждения, открываются, реорганизуются и закрываются соответствующим решением Учредителя общеобразовательного учреждения (далее – Учредитель).
Учредитель осуществляет контроль за реализацией права граждан на получение среднего (полного) общего образования в профильных классах.
Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.
Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательного учреждения, в состав которой могут входить представители Учредителя данного учреждения.
Наполняемость профильных классов, как правило, в городских общеобразовательных учреждениях составляет 25 человек, в сельских – 20 человек.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.
В профильные классы общеобразовательных учреждений принимаются обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзамены по выбору, независимо от места их проживания. Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются:
выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования;
победители по соответствующим профильным предметам районных, региональных и федеральных окружных олимпиад;
обладатели похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (профильных предметов);
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца.
Наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации по решению местного (муниципального) органа управления образованием рекомендуется использовать портфель индивидуальных учебных достижений (портфолио) в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников 9-х классов.
Портфолио выпускника – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.
В случае если количество мест в профильном классе (общеобразовательном учреждении) соответствует количеству поданных заявлений, а также в условиях малокомплектной сельской школы, портфолио позволяет более обоснованно предложить направление (профиль) обучения, в зависимости от характера представленных материалов.
В случае если количество поданных заявлений превышает количество мест в профильном классе (или общеобразовательном учреждении в целом), прием выпускников 9-х классов осуществляется на основании рейтинга образовательных достижений, включая портфолио.
Учредителем (муниципальным органом управления образованием) устанавливаются единые критерии построения образовательного рейтинга для всех подведомственных общеобразовательных учреждений на данной территории и заблаговременно объявляются выпускникам классов, их родителям (законным представителям).
Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании. По решению местного (муниципального) органа управления образованием может учитываться портфель учебных достижений.
Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в 10-й класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметку об их получении, заверенную подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием, являющегося учредителем.
Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии. Время работы приемной комиссии устанавливает общеобразовательное учреждение.
Комплектование профильных классов завершается 1 июля. В исключительных случаях осуществляется дополнительный прием в период с 1 до 30 августа. Для осуществления дополнительного приема директору общеобразовательного учреждения разрешается иметь резерв в количестве 5 мест в каждом профильном классе.
После окончания приема заявлений зачисление в профильный класс общеобразовательного учреждения оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения заявителей.
Всех обучающихся, зачисленных в профильные классы, и их родителей (законных представителей) общеобразовательное учреждение обязано ознакомить с Уставом общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими деятельность учреждения.
За учащимися профильных классов (при отсутствии академической задолженности) сохраняется право перехода в универсальные (непрофильные) классы по заявлению родителей (законных представителей) и по согласованию с Учредителем общеобразовательного учреждения.
Обучающимся в 10-х профильных классах может быть предоставлено право изменения профиля обучения в течение учебного года при следующих условиях:
отсутствия академических задолженностей за прошедший период обучения;
самостоятельной сдачи зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля;
письменного ходатайства родителей (законных представителей).
А.В.БАРАННИКОВ, руководитель департамента
Комментарии