Создание образовательного проекта – самое сложное испытание второго тура финала Всероссийского конкурса «Учитель года России», с точки зрения участников, но самое интересное и зрелищное, с точки зрения зрителей. А все потому, что это чистая импровизация, готовят к ней сама жизнь, весь предыдущий педагогический и жизненный опыт, накопленный лауреатами. Немаловажный фактор успеха на этом этапе – умение договориться с товарищами.На создание идеи у групп было всего 15 минут. На защиту – двадцать минут плюс 10 минут ответы на вопросы жюри. Удалась ли участникам эта импровизация в прямом эфире? Судите сами.Начинаем публикацию фрагментов анализа внедрения доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России») из Аналитических и методических материалов по результатам практического внедрения доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России») и ее организационно-методического обеспечения. Данный фрагмент посвящен конкурсному заданию очного тура «Образовательный проект». В следующем номере планируется публикация анализа конкурсного задания очного тура «Педагогический совет». Полностью документ опубликован на сайте «Учительской газеты», в рубрике «Всероссийский конкурс «Учитель года России»: http://www.ug.ru/toy_arcticle/28.
Аналитические и методические материалы по результатам практического внедрения доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России») и ее организационно-методического обеспеченияАнализ внедрения доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России») Самое импровизационное испытание второго, очного, тура в модели профессионального конкурса нового поколения (на примере конкурса «Учитель года России») – задание «Образовательный проект».Конкурсное испытание «Образовательный проект» позволяет продемонстрировать лауреатам конкурса культуру проектирования в образовании, видение существующих проблем и путей их решения, умение продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие. Проект не может быть подготовлен заранее. Даже тему участники трех групп формируют только в день конкурсного испытания, ведь группы формируются только в день проведения «Образовательного проекта». Согласно формату конкурсного задания группы из 5 конкурсантов, состав которых определяется жребием, в течение 15 минут на глазах у жюри и коллег проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды.Затем группы получают 6 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группе предоставлено 20 минут, далее по регламенту конкурсанты в течение 10 минут отвечают на вопросы экспертов. Критериями оценки конкурсного задания являются: исследовательская деятельность, коммуникационная и языковая культура, актуальность и реалистичность решений, результативность, творчество и оригинальность в представлении проекта.В 2015 году 3 группы конкурсантов выбрали следующие темы для образовательных проектов:Тема 1 – «Информационная среда ребенка как фактор повышения интереса к чтению».Тема 2 – «Детский технопарк как центр социализации».Тема 3 – «Проект педагогического интернет-театра «Учитель, ученик, родитель: развиваемся вместе».После выбора темы участники начали работу над проектом с разностороннего анализа ситуации. Все использовали личный профессиональный опыт, дополняя его информацией, полученной из разных источников. Для структурирования данных использовали схемы, диаграммы, текст. Это позволяло визуализировать информацию и увидеть изучаемую проблему с разных сторон, яснее понять ее суть и найти пути решения. Такая форма работы была характерна для всех трех групп.Через некоторое время после начала работы в каждой группе выделились лидеры, которые организовывали деятельность своих коллег. Не все участники проектов продемонстрировали способность выдвигать гипотезы и предположения. Возникали проблемы с проведением проверки гипотез и предположений, а также в формулировании своих выводов.Каждая группа составила план своих действий при работе над проектом, но только две группы из трех четко следовали этому плану. По ходу работы участники вносили в план коррективы, но в основном все придерживались выбранного направления. После выбора темы проекта конкурсанты всех групп довольно быстро сформулировали цели и задачи, что говорит об их компетентности в этом вопросе. Во время работы над проектом участникам потребовалось выстроить конструктивное взаимодействие друг с другом. Вначале каждый из конкурсантов стремился убедить остальных в правильности своей точки зрения. Так продолжалось до тех пор, пока они не пришли к необходимости слушать и слышать друг друга. Однако отдельные участники до конца работы продолжали настаивать на своих точках зрения, так и не сумев интегрировать свои идеи в проект. Вовлеченность в разработку и представление проекта проявлялась у участников в разной степени. Большинство активно работали в течение всего отведенного времени, выполняя конкретные задачи. Культура речи педагогов была достаточно высокой, они грамотно излагали свои мысли, корректно используя понятийный аппарат. Умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы проявлялось у конкурсантов по-разному. Одна из групп использовала для этого классную доску, превратив ее в своеобразное рабочее пространство проекта и отражая на ней все мысли, идеи, вопросы и комментарии. Высокую культуру ведения дискуссии продемонстрировали не все педагоги, некоторые из участников не относились с должным уважением и пониманием к другим точкам зрения.Для доказательства значимости проблемы проекта педагоги провели полномасштабный анализ ситуации, онлайн-анкетирование. Проведя отбор разных вариантов решения их проблемы, участники выбрали наиболее эффективные, на их взгляд, пути. На этапе защиты проекта все группы смогли аргументированно обосновать свой выбор. Проблемы, выбранные участниками в качестве тем проектов, действительно являются значимыми и актуальными для образования: снижение интереса к чтению, социализация детей-инвалидов, взаимодействие детей, родителей и педагогов. Все группы просчитали ресурсное обеспечение проектов и постарались учесть возможные риски. Проекты, представленные группами, обладают потенциалом тиражирования различной степени. Это объясняется тем, что один из проектов высокобюджетный, предполагающий строительство детского технопарка. Два других могут быть реализованы на уровне образовательной организации.На этапе защиты проекта педагоги сумели объективно и наглядно представить пути достижения поставленных целей и выполнения задач проекта. Результат разработки проекта в целом удовлетворял участников, так как отражал планируемые ими результаты. В качестве продукта конкурсанты представили веб-сайт, программу реализации проекта, презентации, расчеты, результаты анкетирования и диагностики. При разработке проекта участники опирались на существующий российский и мировой опыт. Проекты, представленные конкурсантами, содержали яркие, нестандартные идеи и предложения. Педагоги смогли увидеть оригинальные пути решения существующих проблем. Во время выступления участники достаточно убедительно представляли результаты своей работы, проявляя при этом свою индивидуальность, творчество, актерское мастерство. На задаваемые экспертами вопросы участники конкурса отвечали уверенно, демонстрируя глубину погружения в проблему и видение различных путей ее решения. Основные выводы Анализ конкурсного испытания «Образовательный проект» второго тура Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» доказывает жизнеспособность и практико-ориентированность доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России»). Поставленные в ситуацию, когда из всех образовательных проблем надо выбрать самую актуальную и придумать способ ее решения, выбирая варианты из арсенала самых современных средств, учителя предлагают нестандартные идеи. Вместе с тем это идеи реальные, воплотимые, и уже во время подготовки проекта на конкурсе в импровизационном режиме педагоги начинают работу с идеей, делают первые шаги – возникает сайт проекта, планируются его конкретные сроки, назначаются ответственные за различные этапы проекта, выстраивается сетевое взаимодействие. Лауреаты конкурса владеют культурой проектирования в образовании, видят существующие проблемы и предлагают пути их решения, умеют продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие. В различной степени педагоги продемонстрировали навыки исследовательской деятельности: умение выдвигать гипотезы, формулировать цели, задачи, обрабатывать информацию, делать выводы. Коммуникационная и языковая культура участников позволила им организовать взаимодействие друг с другом и добиться планируемых результатов. Анализ предложенных проблем показал их актуальность. Решения, предложенные лауреатами конкурса, достаточно реалистичны и могут быть реализованы на различных уровнях, начиная с уровня образовательной организации и заканчивая всероссийским. Расчеты, представленные разработчиками проектов, свидетельствуют об их результативности. При представлении и работе над проектом педагоги продемонстрировали творчество и оригинальность.Описание проектов конкурсного испытания «Образовательный проект» Первый проектТема «Информационная среда ребенка как фактор повышения интереса к чтению»Участники:Ахапкина Мария Евгеньевна, учитель английского языка гимназии «Пущино» Московской области;Волкова Алла Александровна, учитель информатики гимназии №12 Липецка;Катренко Олег Николаевич, учитель истории и обществознания академической гимназии №56 Санкт-Петербурга;Симакова Юлия Валерьевна, учитель английского языка средней школы №51 «Центр образования» Рязани;Шелия Анна Валерьевна, учитель истории и обществознания средней школы №37 с углубленным изучением английского языка Ярославля.Обращаясь к жюри и зрителям конкурсных испытаний, Алла Волкова озвучила результаты опроса, который члены проектной группы успели провести среди учеников 177-й школы Казани, а также учеников своих образовательных организаций.На первый вопрос «Влияет ли информационная среда на ребенка?» большинство, 82% детей, ответили «да».На второй вопрос «Является ли чтение основным элементом информационной среды ребенка?» 70% детей (в основном 5, 6 и 9-е классы) ответили «да».На третий вопрос «Часто ли обращаются дети к книгам в поисках информации?» половина детей ответили «да». «Половина детей любят читать, и им важно, что они читают. А половина не считают книгу информационно важным объектом. Нам важно замотивировать их», – сделала вывод Алла Александровна.Алла Волкова привела результаты еще одного опроса, проведенного уже Всероссийским центром изучения общественного мнения. Оценивая, как школа, «в которой учатся ваши дети, внуки, выполняет мотивационную функцию – побуждает учеников постоянно получать новые знания», лишь 22% опрошенных подтвердили – их школа побуждает учеников самостоятельно получать новые знания.Далее информатик из Липецка пояснила: «Несмотря на это, мы с вами понимаем, что школа остается единственным социальным институтом, которому родители доверяют». Важная мера государственной политики в сфере образования – разработка федеральной целевой программы развития образования, в которой говорится, что одно из основных мероприятий – создание и реализация концепции модернизации образования и создание сетевых методических объединений учителей.В рамках конкурсного мероприятия мы решили создать сетевое методическое объединение учителей по теме проекта «Читайте много, но не многое». Мы создали сайт, позволяющий объединить усилия: http://krugozor.ucoz.org. Основные направления нашей работы. С одной стороны, ребенку информация предлагается, с другой стороны, она выбирается. Существует как декларируемый и односторонний подход, который заключается в итоговом сочинении, государственной итоговой аттестации, внешних оценках, так и гуманный подход, согласно которому прививается любовь к вдумчивому чтению, в рамках которого говорится, что чтение – труд, а не праздное времяпрепровождение. Надо научить выборке и оценке информации.Остановимся на противоречии между потребностью учащегося осваивать новое информационное пространство и отсутствием возможности удовлетворить ее в ходе массовых и технологичных организационных форм образования. Как следствие ученики теряют интерес к чтению. Анна Шелия представила цели и задачи проекта.Цель проекта – создание организационно-педагогических условий, способствующих повышению интереса к чтению. Задачи:- организовать сотрудничество с социальными партнерами;- организовать проведение мероприятий с представителями культурного сообщества;- создать информационное пространство перемены;- создать условия для творческого освоения текстов;- создать библиотеку тактильных книг «Дети – детям».Участники группы более детально представили задачи проекта, этапы работы над проектом и описание мероприятий, которые станут составной частью данного проекта.Юлия Симакова: – Мы хотим разработать программу мероприятий на следующий учебный год с конкретными сроками. Все эти мероприятия направлены на повышение читательского интереса. Планируем задействовать школьников 5-9-х классов на пилотных площадках, это будут те школы, где мы работаем. И планируем делиться накопленным опытом в Сети.Одной из задач проекта стало сотрудничество с социальными партнерами, так как тема и проблема, которые мы выбрали для разработки, по нашему мнению, волнует очень многие слои населения, людей многих специальностей, разных возрастов. Первый этап работы над проектом – комплексная диагностика читательской активности, читательского интереса. Можно взять за основу результаты исследования, проведенного на базе Рязанского госуниверситета, направленного на осознание читательского интереса старшеклассников. Мы выявим, что интересно читателям-школьникам, какие у них любимые авторы, каковы жанровые предпочтения, кто любимые персонажи.Кроме того, важно создать технологию вовлеченности в читательскую деятельность. Для этого мы предлагаем ряд акций.Грантовый конкурс молодых авторов. Школьная программа включает большей частью классическую литературу. Школьникам важно, чтобы была литература для них и про них, детей ХХI века. Мы ищем авторов, помогаем им наладить взаимоотношения с издательствами. Предлагаем издательствам презентовать изданные книги в школах, анонсировать книги, которые планируется выпустить. Эти книги должны попасть в школы, пополнить фонды школьных библиотек.Организация встреч с деятелями культуры – авторами книг, актерами, которые участвуют в постановках спектаклей и экранизациях фильмов по этим книгам. Мария Ахапкина: – Одна из задач – организовать информационное пространство перемены. Проводить раз в неделю, по вторникам, умную перемену. Обычно на перемене ученики отдыхают. У нас предложение: давайте отдыхать с умом. Например, учитель-предметник готовит короткое игровое задание эвристического характера, ребусы, цитаты, видеофрагменты. Сделать это задание можно, только прочитав отрывок из книги. Литература может быть художественной, научно-популярной, автобиографической, или это могут быть книги, рекомендованные издательствами, с которыми мы уже встречались. Мы понимаем, что учитель очень загружен, и предлагаем коллегам на нашем сайте делиться этими заданиями.Еще одна задача – создать условия для творческого освоения текстов. Здесь можно внедрять интегрированные квесты и интерактивные образовательные проекты.Квесты двух видов. Первый – по уже прочитанным книгам школьной программы, интегрированный. Три этапа. Задание по содержанию книги – над ним будут работать литераторы. Задание по историческому контексту произведения – можем привлечь историков. Если приключенческая книга, путешествие – привлечь учителей географии. Если связано с научными открытиями – привлечь учителей физики.Второй вид квеста – «Угадай произведение». Это будут квесты, направленные на знакомство с новой для ребят книгой. Может быть книга любого жанра – автобиография, переписка, научно-популярная литература. В конце квеста школьники будут открывать для себя новое произведение, которое им, надеемся, захочется прочитать.Интерактивные образовательные видеопроекты. Первый этап – содержательная часть, исследовательская работа, ученик самостоятельно работает над произведением, которое ему интересно. Второй этап – к ученику присоединяются другие ребята, владеющие информационными технологиями, умеющие монтировать. И они все вместе делают видеофильм, который учитель может использовать как дидактический материал. По времени каждый такой фильм занимает 10-15 минут. Фильмы будут представлены на нашем сайте.Анна Шелия: – «Дети – детям» – так мы решили назвать часть проекта, посвященную созданию тактильных книг. Для незрячего ребенка слово остается услышанным, но неожившим образом. Эта часть проекта предусматривает создание и передачу в образовательные организации, в семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, тактильных книг. Для участников проекта это возможность открыть для себя новые формы работы с текстом. Осознать, что слово может существовать не только в виде буквы или символа на экране, но его можно также потрогать. Слово может быть теплым или холодным, мягким или твердым, колючим или пушистым. Создание тактильных книг – уникальный социальный опыт, помогающий участникам проекта осознать идею многообразия мира и многообразия форм работы с информацией.Итог проекта – книжная ярмарка, на ней будут представлены лучшие результаты по всем направлениям, предполагается создание Топ-10 лучших книг, которые принимали участие в этом проекте, диалог детей с родителями на тему прочитанного. Все материалы будут выкладываться на интернет-ресурсе проекта.Рефлексию проекта, итоги и перспективы представил историк из Санкт-Петербурга Олег Катренко.Олег Катренко: – Планируемые достижения и результаты находятся на трех уровнях. Первый – уровень личностного роста учащихся. Здесь речь идет о формировании прежде всего ценностных ориентаций. С другой стороны, важны заинтересованность чтением, любовь к книге и приобщение к этой культуре. Нужно учесть, как ребенок будет осуществлять выбор литературы, как он будет читать текст, какие умения у него сформируются с этим навыком.На уровне образовательной организации речь идет прежде всего о новых педагогических технологиях для учителей. Очень важен вопрос компенсации профессионального выгорания учителя, который включен в социально и творчески значимую деятельность. На уровне родителей и социальных партнеров – привлечение родителей как экспертов, их помощь детям в подготовке проектов.Можно анкетировать учеников после проведения мероприятий. Кроме того, ребенок может писать отзывы и рецензии о мероприятиях и размещать их либо на сайте, либо в печатных изданиях своей школы. Важна вся среда школы, в том числе внеурочная деятельность. Должна быть доступность источников информации – библиотек, компьютерных классов.Мы осознаем, что существуют риски – возможность несогласованных действий, ведь интересы школы и родителей не всегда совпадают. Тем не менее существует социальный заказ, заложенный во ФГОС и личностно ориентированном подходе.И конечно, нельзя забывать, что идеи гуманизма и толерантности невозможны без любви к книге и чтению.В финале представления проекта вся группа пригласила коллег вступить в сетевое сообщество «Читайте много, но не многое».Вторая группаТема «Детский технопарк как центр социализации»Участники:Горбанева Марина Николаевна, учитель физики Элистинского лицея Республики Калмыкия;Кочетова Елена Александровна, учитель начальных классов лицея №4 Саранска Республики Мордовия;Палий Лариса Викторовна, учитель физической культуры средней школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котовска Тамбовской области;Рубин Алексей Яковлевич, учитель начальных классов средней школы с углубленным изучением математики, информатики и физики №444 Москвы;Рычкова Ольга Валерьевна, учитель математики средней школы пос. Кобра Нагорского района Кировской области.Для начала создатели проекта объяснили, как появилась идея технопарка, в связи с чем возникла, какие цели и задачи ставят перед собой участники группы, берясь за проект детского технопарка.Елена Кочетова: – Мы обращаем ваше внимание, что в сегодняшней образовательной системе невозможно в равной степени удовлетворить все образовательные потребности детей разных категорий с помощью существующих организаций. Цель нашего проекта – обеспечить равный доступ для удовлетворения потребностей детей средствами дополнительного образования.Цель достигается в результате решения следующих задач: – изучение нормативной базы; – мониторинг образовательных потребностей обучающихся на данной территории;- создание научно-образовательной площадки для детей и молодежи, позволяющей максимально удовлетворять образовательные потребности; – проведение ранней профориентации.Ключевая идея проекта – найти каждому ребенку индивидуальный путь для развития и социализации.Марина Горбанева: – Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать такую среду, в которой школьник мог бы приобрести определенные качества и навыки. В реализации данного проекта мы учитываем самые важные моменты, заложенные в стратегии воспитания. В качестве площадки мы предлагаем создать инновационный центр для детей и молодежи, в котором школьники смогут проявить себя в разных областях. В этом центре созданы условия для отдыха, учебы, общения, оздоровления. Резидентами центра могут быть учащиеся образовательных учреждений данной территории, в том числе и дети со специальными образовательными потребностями, в возрасте от 6 до 18 лет.Далее рассказали, как будет решаться кадровая проблема, столь остро всегда стоящая в образовании.Алексей Рубин: – Детский технопарк – это территория творчества и развития для детей и молодежи, где сконцентрированы обучение и воспитание абсолютно для всех. Для того чтобы центр мог принять всех, необходимы предварительная подготовка наставников, обеспечение методического сопровождения, создание здоровьесберегающей среды и разносторонней психологической поддержки для детей и родителей. Подготовка кадров осуществляется во взаимодействии с институтами развития образования, вузами, специалистами в области дефектологии.Ольга Рычкова: – Методическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса включает в себя разработку рекомендаций по вопросам организации работы с одаренными детьми, коррекционной, развивающей работы, разработку методических пособий системы повышения квалификации преподавательского состава, а также использование положительного опыта.Особое внимание, уверены участники группы, должно уделяться здоровью детей. В технопарке будет продумана архитектура, созданы особые зоны для отдыха и физического развития, а также будет проводиться мониторинг самочувствия. Что же касается непосредственно обучения, в организации работы технопарка будут учтены новшества и лучшие практики как общепедагогического характера, так и касающиеся преподавания отдельных предметов. Так как в группе представители различных школьных предметов, они могли оценить эту сторону проекта вполне профессионально. Лариса Палий: – В технопарке дети в возрасте от 6 лет и старше имеют возможность качественно, в доступной форме, по индивидуальной траектории развития получить знания, начальное профессиональное обучение и навыки, приобрести опыт социализации путем участия в акциях, конкурсах, проектах и других событийных мероприятиях. Вся деятельность технопарка направлена на вовлечение учащихся в эффективную творческую деятельность.Елена Кочетова: – Как учитель начальных классов, я вижу возможность для детей младшего школьного возраста расширить образовательное пространство с помощью данного центра в области дополнительного образования и внеурочной деятельности детей. Это реализуется через участие детей в работе творческих лабораторий, например, «Конструирование и робототехника», «Познание окружающего мира», театральная студия, хореография, вокал, декоративно-прикладное искусство, шахматы. Данный центр обеспечивает преемственность между начальной и общей школой с помощью пропедевтики в области биологии, химии, физики, математики.Лариса Палий: – В технопарке должна быть создана универсальная электронная среда, один из элементов которой – электронные информационные браслеты, которые снимают биометрические показатели, дают информацию медицинским работникам и воспитателям о состоянии здоровья и физическом развитии учеников. Отслеживается, какие мышцы больше всего задействованы, рекомендуется изменить вид деятельности в зависимости от состояния, после диагностики предлагаются различные оздоровительные мероприятия. Ребенок может обратиться за помощью к взрослому вне зависимости от того, в какой зоне он находится. В технопарке планируется создание зон здоровьесбережения, где должны быть специалисты айтимеды, молекулярные диетологи, эксперты персонифицированной медицины, тренеры по майн-фитнесу и специалисты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Ольга Рычкова: – Как учитель математики, я вижу, что в этом центре реализуются идеи, прописанные в концепции математического образования в Российской Федерации. В деятельность с математическим содержанием вовлечены и те дети, которым мой предмет дается нелегко.Марина Горбанева: – Как учитель физики, я вижу возможность получения моими учениками инженерных знаний. Это особая территория, на которой ученики имеют возможность проводить эксперименты, знакомиться с инновациями, проводить исследования, создавать индивидуальные проекты. А также обеспечить реализацию национальной технологической инициативы, формируя вертикаль «школа – вуз – инновационные кадры». Проект предполагается реализовать в течение трех лет в рамках четырех этапов. Этапы представил московский учитель начальных классов Алексей Рубин.Первый этап – поиск необходимой информации, изучение теоретических основ, определение предмета, объекта, целей и задач, методик, технологий.Второй этап – разработка программы обучения.Третий этап – проведение занятий.Четвертый этап – анализ эффективности работы, определение перспектив развития.Заглянули создатели проекта и в его завтрашний день, ведь надо знать, к чему стремиться, реализуя идею детского технопарка.Елена Кочетова: – Ожидаемые результаты могут быть следующие:- будут созданы условия для обеспечения равного доступа всех учащихся к работе творческих лабораторий;- произойдут раннее профессиональное самоопределение и актуализация знаний детей и юношества;- получит новое развитие сетевая модель взаимодействия технопарка с образовательными учреждениями, промышленными предприятиями и бизнес-сообществом.Выводы сделали Ольга Рычкова и Алексей Рубин, и они внушают надежду, что данный проект сможет оказать существенное влияние на модернизацию российского образования в целом.В детском технопарке работают опытные, нестандартно мыслящие педагоги и административные работники, прошедшие специальную подготовку, способные осуществлять и сопровождать проектную и инновационную, конструкторскую и образовательную деятельность.Источники и механизмы финансирования – грантовые и целевые средства конкурсных программ, бюджетные средства и добровольные пожертвования.Современный технокомплекс позволяет создать такую образовательную среду, которая отвечает современным требованиям и оснащена современным оборудованием. Такая образовательная среда для каждого конкретного школьника объединит в себе возможности школы, колледжа, вуза, производства и обеспечит предпрофильную и профильную подготовку учащихся, возможности индивидуализации обучения и поддержки одаренных детей, позволит организовать урочное и внеурочное время школьников таким образом, чтобы в ходе обучения осваивались культурные и научно-образовательные пространства родного края.Важно, что проект детского технопарка можно начать реализовывать уже сейчас, сегодня, организовав сетевое взаимодействие педагогов.Третья группаТема «Проект педагогического интернет-театра «Учитель, ученик, родитель: развиваемся вместе»Участники:Воробьев-Исаев Алексей Анатольевич, учитель истории и обществознания каргасокской школы-интерната №1 Томской области;Корчагина Ольга Игоревна, учитель истории, обществознания, психологии гимназии №3 Перми;Кочережко Сергей Сергеевич, учитель истории и обществознания гимназии №1 Самары;Пархоменко Андрей Владимирович, учитель музыки школы №5 г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа;Ронжина Рима Равилевна, учитель математики лицея №58 Уфы Республики Башкортостан.Защита проекта этой группы началась нестандартно, с практического примера той модели, которую предлагают лауреаты. Педагоги показали фрагмент спектакля.Сцена оформлена как школьный класс. В него входит учитель музыки, берет гитару, напевает. Появляется директор, а с ним возмущенные родители. Папа: У моей дочки всего одна тройка, по вашей музыке! Она учится в музыкальной школе, у нее не может быть тройки.Учитель: Но тройки ставят по всем предметам – физике, математике… Что сама Оля думает?Ученица Оля: Я не понимаю, что вы мне задаете.Мама: Мой ребенок играет Моцарта и Баха, а у нее тройка по музыке!Учитель: Оленька очень формально относится к выполнению домашних заданий.Папа: Что это за домашние задания? То рисунок, то коллаж. У вас музыка, пение или рисование?Учитель: У нас музыка! Мы учимся понимать музыку.Папа: Что в вашей музыке может быть непонятного?Директор: Может быть, вы видите решение проблемы?Мама: Конечно, наша дочь прекрасно поет!Учитель: Петь и исполнять музыку не значит ее понимать!Директор: У нас программа по музыке строго по ФГОС.Родители: Мы будем жаловаться!Конечно, залу ситуация, разыгранная лауреатами конкурса, очень знакома. И коллеги не завидуют воображаемому учителю, который выступает главным героем сценки.Сергей Кочережко спрашивает зал: «В этой ситуации налажены взаимоотношения между участниками образовательного процесса – учителем, учеником и родителем?»«Нет», – отвечают учителя в зале.Сергей Кочережко: – Именно этой проблеме – коммуникации между учителем, учеником и родителем – была посвящена работа нашей группы.За время, отведенное на подготовку проекта, участники группы смогли сделать многое. В частности, провести диагностику, чтобы еще раз понять для себя, актуальна ли проблема, которой они посвятили проект.Рима Ронжина: – Работу над нашим образовательным проектом мы начали с социологического опроса. Участниками опроса были ученики, родители, педагоги наших образовательных организаций. В опросе участвовали 270 родителей. 58% из них считают, что в школе учителя обязательно их выслушают и обязательно им помогут. 48% родителей считают, что если у их ребенка возникнет проблемная ситуация, то он обратится все-таки к родителю.В опросе участвовали 432 ученика 9-10-х классов. Если бы родителей вызвали в школу, то 48% учеников начали бы беспокоиться и у некоторых началась бы паника. А когда опрошенные испытывают трудности, то более половины из них решали бы свои проблемы или самостоятельно, или с помощью сверстников, ни в коем случае не обращаясь к взрослым.В опросе участвовали 322 педагога. 61% педагогов считают, что родители учеников их понимают, уважают и поддерживают во всех начинаниях. 40% педагогов считают важным выстраивать доверительные отношения с учащимися, уверены, что есть контакт между учителем и учеником.Итак, есть треугольник – родители, педагоги, ученики.Если посмотреть связь между родителем и педагогом, мы видим, что 58% родителей доверяют педагогам, а 61% педагогов считают, что им доверяют родители. То есть можно говорить о взаимопонимании между взрослыми участниками процесса. Если посмотреть на связь между педагогом и учеником на уровне доверия, видно, что 40% педагогов считают, что ученики им полностью доверяют, однако только 23% учеников пойдут за помощью к своим учителям.48% родителей уверены, что со своими проблемами их дети пойдут к ним, однако только 23% детей так поступят. Ученики вырываются из этой тройки, которая нас связывает.Ольга Корчагина: – Мы видим, что проблема существует. Время, в котором мы живем, иногда отчуждает детей, родителей и учителей друг от друга. Мы изначально предполагали, что все три вектора пойдут в разные стороны. Но, проведя опрос, выявили следующую проблему. Взрослые и дети находятся в разных коммуникативных областях, они не пересекаются. Эта ситуация поддерживается недоверием друг к другу, страхом и непониманием ценности друг друга. Мы считаем, что работа над этой проблемой очень важна и своевременна.Выявив и четко определив проблему, учителя предложили способ ее решения, способ необычный, нетрадиционный. Речь идет о том, что коммуникативная проблема должна решиться средствами искусства. Но, возможно, это единственно верный вариант – использовать нестандартный ход для решения проблемы такой традиционной системы, как образование.Сергей Кочережко: – Проблема – связи между учителем, учеником и родителем недостаточно прочны. Как можно разрешить эту проблему? Научиться понимать друг друга. Какой лучший способ научиться понимать друг друга? Встать на место другого человека, пережить то положение, в котором он находится. Можем мы это сделать в реальной жизни? Нет. Мы можем это сделать в удивительном месте, которое называется театром. В педагогическом театре мы снимаем с себя стереотипы привычных социальных ролей и принимаем образ другого человека.Цель нашего проекта – формирование единого для учителя, ученика и родителя пространства, в котором возможен диалог между ними.Проект педагогического интернет-театра «Учитель, ученик, родитель: развиваемся вместе» позволит хотя бы на небольшое время ученикам, родителям и учителям поменяться ролями, вжиться в ситуацию друг друга, чтобы научиться понимать друг друга.Далее были представлены структура проекта, этапы воплощения его в жизнь.Алексей Воробьев-Исаев: – Работа в педагогическом театре выстраивается по этапам:- «вешалка для стереотипов»;- работа с педагогической ситуацией;- выбор роли в этой ситуации;- выбор модели поведения; – определение способа разрешения ситуации;- прогнозирование возможных действий участников ситуации;- обсуждение выбранного поведения и развития сюжета;- выбор оптимального разрешения ситуации, индивидуальный самоанализ.Именно такая модель позволяет различным участникам образовательного процесса прожить и самореализоваться в роли другого участника образовательного процесса.Кто будет разрабатывать ситуации? Изначально мы, авторы проекта. Потом к этой работе присоединятся ученики, родители, наши коллеги. И тогда проект получит новый импульс к развитию. Ситуации могут быть как из реальной жизни, так и смоделированными.Рефлексия идеи проекта.Андрей Пархоменко: – Человека часто формирует социум. И учитель, и родитель, и педагог – каждое «я», входя в сферу нашего проекта, становится частью «мы». Меняя там свою роль, он изменяется сам. Выходит уже в другом качестве. Мы видим огромный потенциал развития каждого субъекта данного проекта.Сегодняшний день и перспектива развития проекта.Сергей Кочережко: – На первом этапе развития проекта, на котором мы находимся, происходят его разработка, презентация, обсуждение. Затем предполагаем провести апробацию проекта. Вернувшись после конкурса в свои регионы, мы можем реализовать этот проект в своих школах – подготовить несколько педагогических ситуаций и провести обсуждение путей выхода из них с детьми, коллегами, родителями и так далее.Далее мы планируем связаться друг с другом, чтобы откорректировать проект и перейти к непосредственной реализации основного этапа проекта, а именно создать специальный сайт, на котором будет работать форум. На форуме будет выкладываться описание различных педагогических ситуаций без финала. Ситуации будут обсуждаться всеми желающими, форум станет центром сетевого взаимодействия школ.А своеобразным итогом реализации проекта за первый год может стать создание творческой лаборатории на базе одной из школ, в которой будут переосмыслены заново рассмотренные педагогические ситуации и возникнет новый творческий продукт – педагогическая пьеса с открытым финалом, в которой будут собраны эти педагогические истории.И в самом конце планируется провести съезд (событие), на который приедут самые активные участники проекта, учительско-ученическо-родительские коллективы из регионов, которым и будет представлена пьеса.Рима Ронжина: – Итак, в результате реализации проекта будет получен продукт – банк педагогических ситуаций и способов их решения, педагогическая пьеса как результат рефлексии участников проекта. Наш продукт на сегодня – модель педагогического театра.
Комментарии