Образование бывает разное – школьное, внешкольное, дошкольное и вузовское, последипломное… Теперь же все чаще и чаще говорят о предшкольном. Что же это за форма, чем вызвана необходимость ее введения и в чем ее отличие от уже существующих, рассказывает заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Игорь РЕМОРЕНКО.
– Игорь Михайлович, как по-вашему, в чем причина потери интереса к учебе у детей уже в первом классе?
– Думаю, это связано с тем, что некоторые школы или педагоги слишком резко начинают погружать детей в учебу, заменяя игровые формы работы на учебные. Опять же, все дети разные, одни не могут наиграться даже в средней школе, а другие уже в первом классе готовы к серьезной учебной деятельности. Последних не так много, но почему-то педагогам хочется, чтобы все были такими. Но если честно, ребенок может потерять интерес к учебе в любом возрасте, если столкнется со слишком сложными задачами, которые он не может решить самостоятельно, а помогать ему при этом никто не спешит.
– Получается, вся проблема в том, что мы не так и не тому учим?
– Отчасти проблема в том, что наши дети при поступлении в первый класс имеют слишком разные стартовые возможности. Один умеет бегло читать и даже считать в уме, а другой даже букв не знает. В одних регионах сады посещают всего лишь 20% детей, в других – 95%. Поэтому необходимо что-то сделать, чтобы помочь ребятам не чувствовать себя хуже в плане готовности к школе.
Кстати говоря, думаю, что развивающее обучение в начальной школе и было задумано для постепенного введения ребенка в учебную деятельность. Но, как мы знаем, даже эта технология, отлаженная десятилетиями, сейчас используется всего лишь в нескольких десятках школ. И дело даже не в том, что дети не готовы. Прежде всего не готовы как сами учителя, так и родители школьников. Ведь далеко не у каждого найдутся силы, знания, хватит смелости отойти от стандартного преподавания и идти совершенно новым путем. Впрочем, Россия здесь не исключение. Та же самая картина наблюдается и в других странах.
– Слишком ли далека школа от детского сада?
– Нынешняя ситуация очень напоминает ту, в которой мы оказались в конце 80-х. Только тогда речь шла о преемственности «школа – вуз». Именно в то время вузы начали повышать планку вступительных экзаменов. И эта планка автоматически стала определять содержание образования в школе. А школа фактически превратилась в систему натаскивания на вуз. Тогда тому ничто не препятствовало, поскольку не существовало никаких образовательных стандартов, не было никакого законодательного регулирования. Сейчас то же самое делает начальная школа, вынуждая всю систему дошкольного образования работать на себя. Именно поэтому и родилась идея введения предшкольного образования, чтобы мы могли понять, какими общими способностями должны владеть дошколята при поступлении в первый класс. Дело в том, что утвержденные еще в 1996 году и действующие по сей день требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, слишком избыточны и явно нуждаются в пересмотре. Например, в них сказано, что детей «необходимо знакомить со сказками, мифами и легендами народов мира, им должны рассказывать сказки и былины, известные сюжеты Библии, Евангелия, Корана и т.д.». Или, например, дошколята должны понимать, что такое технический прогресс и правовое сознание. Наверное, было бы неплохо обновить эти требования.
– В чем же тогда отличие предшкольного образования от дошкольного?
– Как показывают не только российские, но и общемировые тенденции, наиболее массовый охват образованием наступает в возрасте от 5 до 7 лет. Поэтому можно сказать, что предшкольное образование есть старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание ребятишек на материал первого класса. Содержание этого курса еще нуждается в детальной проработке, оно должно быть самым серьезным образом описано, устроено и оформлено. Чтобы не получилось так, как порой случается: ребенок, прочитав заранее все учебники начальной школы, поначалу блистает на уроках, а затем теряет всякий интерес к учебе, поскольку она ему становится неинтересной.
– На базе чего будет осуществляться предшкольное образование – детсада, школы или других организаций?
– Думаю, в идеале нужно говорить не о каком-либо учреждении или организации, которая бы этим занималась, а об определенной группе людей – детей и воспитателей, заинтересованных в выполнении программы предшкольного образования. В мире распространен опыт, когда несколько родителей, собрав группу ребят, изъявляют желание, чтобы их детей учили так-то и так-то. И государство, приняв от родителей подобное заявление, обязано профинансировать этот процесс. А уж на базе чего – дело третье. Но для нас пока эта практика не слишком реальна. Хотя в некоторых регионах нечто похожее уже пытаются внедрить, выставляя услуги дошкольного образования на конкурс и предоставляя возможность соревноваться любым организациям. Как показывает практика ряда регионов, 98% победителей таких конкурсов составляют дошкольные учреждения, но 2% – все-таки другие организации, которые в результате тоже получают бюджетное финансирование. И, по всей видимости, количество таких организаций будет увеличиваться. Ведь это вполне могут быть и те школы, которые в нынешней демографической ситуации испытывают нехватку учеников.
– Если предшкольное образование призвано создать условия «равных стартовых возможностей», следует ли ожидать его обязательного введения по всей стране?
– Это реально начать обсуждать лишь в том случае, когда дошкольным образованием в России будет охвачено не менее 80% детей. Кроме того, у нас пока еще отсутствуют законы, позволяющие обеспечить этот процесс необходимыми средствами. Сейчас мы пытаемся договориться о субсидиях, чтобы регионы могли направлять дотации муниципалитетам на реализацию программ дошкольного образования. Кстати, этот сюжет попал в последнюю версию утвержденных приоритетных направлений развития образования, и это можно считать нашим небольшим достижением.
– Специалисты какого уровня должны заниматься предшкольным образованием? И есть ли они сейчас в необходимом количестве?
– Если говорить о педагогах вообще, то у нас, как известно, их всегда «перепроизводят». И педагогический диплом имеет, по-моему, каждый шестой россиянин. Если же речь идет о педагогах конкретного уровня, то это, пожалуй, должны быть специалисты дошкольного образования, может быть, чуть более знакомые с программой начальной школы и умеющие работать с детьми данного возраста.
– Переход к предшкольному образованию затрагивает очень многие структуры – от педучилищ до педвузов и ИПКРО. Готовы ли они к этому?
– Надо сказать, что те рекомендации, которые уже существуют относительно идей предшкольного образования, разработаны именно в системе ИПКРО, причем отнюдь не по какому-то заказу из министерства, а в порядке, так сказать, инициативы. И сами институты повышения квалификации будут рады заниматься подготовкой специалистов необходимого направления и уровня, поскольку для них это возможность получить дополнительное финансирование из госбюджета. Что же касается других структур и организаций, то пока идет дискуссия, рано говорить о какой-либо перестройке их работы.
– По каким программам, учебникам, пособиям будут работать дети на занятиях по предшкольной подготовке?
– Программы и учебники появятся только после того, как все мы договоримся, какие же общие требования нужно предъявлять этому уровню образования. Думаю, когда проблема будет решена, рынок мгновенно отреагирует на это. Потому что уже сейчас мы получаем предложения от самых разных издательств, которые готовы начать выпуск литературы в этом направлении.
– Следует ли в таком случае ожидать появления каких-либо стандартов предшкольного образования?
– Пока, естественно, нет, поскольку даже по поводу необходимости введения «дошкольных» стандартов до сих пор ведется жаркая дискуссия. На эту тему можно будет говорить только в том случае, когда мы действительно придем к необходимости введения всеобщего предшкольного образования.
– Насколько реально, что родители все-таки будут вынуждены понести дополнительные расходы?
– Какие бы требования, касающиеся предшкольной подготовки, мы ни выработали, всегда найдутся те, кто станет предлагать что-то сверх таких требований. С другой стороны, многие родители, заботящиеся о здоровье и развитии своего ребенка, сами будут предлагать школам проявлять свои дополнительные образовательные потребности, это естественно. Поэтому там, где есть спрос, есть и предложение. Другое дело, когда сервис становится навязчивым и нам насильно предлагают платить за то, в чем мы не нуждаемся. Но это уже вопрос юридический.
– Есть ли у вас дети?
– Да, дочь, она сейчас заканчивает начальную школу.
Комментарии