Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Эта деятельность особенно актуальна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года, Приоритетного национального проекта «Образование», областной программы «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2013-2016 годы», Плана мероприятий по развитию и обновлению кадрового потенциала муниципальной системы образования города Кемерова (2013-2016 годы). На сегодняшний день активно развивается деятельность профессиональных педагогических объединений, которые ориентируются на решение двух групп взаимосвязанных задач: развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение эффективности образовательных процессов.
Интерес к вопросу организации и деятельности педагогических объединений не случаен, так как включение подобных объединений в професиионально-личностную подготовку молодых педагогов создает условия для их самореализации и саморазвития. Одна из форм общественных профессиональных объединений – это клубы. Она рассматривается как неформальное объединение людей в целях общения, связанного с профессионально-педагогическими интересами саморазвития, где участники обретают опыт организации и педагогической деятельности. Опыт работы Научно-методического центра города Кемерова по организации общественного профессионального объединения представлен деятельностью Клуба молодых педагогов. Основная цель работы клуба – создание единого молодежного педагогического сообщества. Основными задачами являются создание условий для саморазвития и самореализации молодых педагогов, развитие у начинающих педагогов потребности в непрерывном образовании, создание условий для профессионального общения. Работает клуб в открытом режиме, к участию в реализации поставленных задач привлекаются победители конкурсов профессионального мастерства, представители высшей школы, специалисты управления образования, специалисты психолого-педагогической службы, методисты научно-методического центра, специалисты горкома профсоюза работников образования, ветераны педагогического труда, молодежные и образовательные учреждения города. Для выявления трудностей в профессиональной деятельности молодых специалистов проводилось анкетирование. В ходе исследования были выделены параметры оказания методической помощи: организация учебно-воспитательного процесса, выбор форм и методов работы, взаимодействия с обучающимися и их родителями. Большинство молодых специалистов образовательных учреждений выбрали такие формы: педагогические встречи с коллегами из других образовательных учреждений, круглые столы, открытые уроки, мастер-классы, форум, слет, конференции и др. В связи с этим в 2012 году появилась необходимость нового подхода в организации деятельности Клуба молодых педагогов. За этот период было проведено более 20 мероприятий с охватом свыше 700 молодых педагогов. При планировании работы учитывался разноуровневый состав молодых педагогов как по стажу, так и по потребностям в повышении профессионального уровня.В рамках работы для молодых проводилась система мероприятий, среди которых консультации, круглые столы, тренинги, открытые уроки, обучающие семинары, выездные семинары и др. Такие формы работы позволяют начинающим педагогам быстро адаптироваться к новой деятельности, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность, сформировать мотивацию к самообразованию, «почувствовать вкус» профессиональных достижений.Одной из форм методической поддержки молодых специалистов являются конкурсы профессионального мастерства. С 2012 года по инициативе клуба проводится ежегодный городской конкурс «Молодой педагог». За три года его участниками стали 57 молодых специалистов. Цели конкурса: выявление и поддержка талантливой молодежи, мотивация и стимулирование к поиску новых форм интеллектуальной, творческой деятельности; формирование положительного общественного мнения о современном молодом педагоге. Данные конкурсы представляют большой интерес для развития процессов стимулирования и поддержки молодых специалистов. Важным направлением работы клуба является проведение мероприятий, направленных на повышение престижа профессии педагога: педагогические встречи, форумы, педагогические конференции, слеты молодых педагогов, спортивно-оздоровительные мероприятия. Межрегиональные педагогические встречи с молодыми коллегами Новосибирска, Томска, в том числе выездные мероприятия дают возможность обмениваться новыми идеями и профессиональными достижениями, ознакомиться с работой Клуба молодых педагогов этих городов. В этом году в рамках взаимодействия муниципальных методических служб Кемеровской области по организации работы с молодыми педагогами начнут работать выездные педагогические мастерские. В августе 2013 года прошел I Форум молодых педагогов, собравший более 100 молодых педагогов Кемерова, Томска, Кемеровской области и ставший площадкой для обмена опытом и генерацией новых идей. Одним из направлений в работе клуба является проектная деятельность. Инициативной группой был разработан педагогический проект «Старт в профессию», представленный на конкурсе молодежных социально-значимых проектов «Кемеровское молодежное вече-2013». Проект стал победителем в номинации «Профессиональная ориентация». В сентябре 2014 года в рамках реализации данного проекта впервые прошел I региональный Слет молодых педагогов на базе оздоровительного лагеря «Пламя». В январе 2015 года члены клуба принимали участие в первом областном форуме «Слагаемые успеха» среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Кузбасса. Они провели для участников форума мастер-класс по созданию и реализации социально-значимого проекта «Старт в профессию».Для формирования инновационного ресурса, презентации достижений молодых педагогов второй год проводится межрегиональная научно-практическая конференция «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление». По итогам конференции выходит сборник статей молодых педагогов по актуальным вопросам профессиональной деятельности. Участники конференции отмечают конструктивный характер обмена опытом, открытость и практическую направленность дискуссий.В феврале 2014 года на Кузбасском образовательном форме в формате конкурса на лучший экспонат был представлен «Комплект нормативных и методических материалов по организации Клуба молодых педагогов города Кемерова». Материал был отмечен дипломом I степени. Третий год в апреле по инициативе клуба проходит спортивно-оздоровительный праздник «День здоровья» для молодых специалистов города. Второй год клуб является участником зимней молодежной спартакиады среди профсоюзных организаций Кузбасса. В 2014 году команда клуба завоевала 3-е призовое место.Для популяризации деятельности Клуба молодых педагогов разработан логотип клуба, выпущены буклеты, созданы видеоролики, открыта страница на сайте Научно-методического центра, для сетевого взаимодействия открыта группа ВКонтакте.Опыт работы клуба был представлен на II сессии Всероссийской педагогической школы профсоюза в Подмосковье в 2013 году, где присутствовали представители региональных советов молодых педагогов. Самым ценным признанием работы клуба служат слова молодых педагогов: «Со своей стороны клуб прилагает максимум усилий, чтобы создать внешнюю благоприятную среду, дать педагогам все имеющиеся возможности для самореализации, утверждении в профессии, развивать внутреннюю любовь к ней, осознание ее уникальности. Ведь, как известно, педагог не только профессия, но и призвание».Клуб предусматривает создание молодежного педагогического сообщества. Это молодые люди с активной жизненной позицией, мотивированные на работу в образовании, которые завтра будут способны провести качественные изменения на уровне класса и школы. Профессиональное становление начинающего педагога – это педагогическая деятельность, в процессе которой происходит формирование личности педагога, то есть развивается и закрепляется социальная и профессиональная позиция учителя, завершается формирование отношения к профессии, с одной стороны, и происходит приобретение мастерства, с другой. Наиболее существенными показателями профессионального становления являются «умение работать» и «желание работать педагогом». Чем выше желание молодого учителя работать педагогом, тем эффективнее формируется его умение работать; успехи в педагогической деятельности будут укреплять его удовлетворенность своей профессией.Профессиональное становление молодого педагога в условиях образовательного пространства будет успешным, если обеспечить непрерывность в системе «образовательное учреждение – методическая служба – общественное профессиональное объединение». Галина ВАШКИНА, методист Научно-методического центра, куратор Клуба молодых педагоговКемерово
Комментарии