Проект «Медиакласс в московской школе» стартовал 1 сентября 2021 года в 66 школах столицы. Это направление предпрофессионального образования позволяет освоить компетенции, необходимые для успешной работы в области медиаиндустрии. В следующем учебном году он значительно расширится: специалистов сферы массовых коммуникаций будут готовить уже в 155 образовательных организациях.
При поступлении школьников в медиаклассы учитываются результаты ОГЭ по математике, русскому и иностранным языкам, литературе и обществознанию. Важную роль также играют индивидуальные творческие и спортивные достижения ребят.
В рамках проекта старшеклассники осваивают программы направлений «Тележурналистика», «Радиожурналистика», «Фотожурналистика», «Медиакоммуникации в социальных сетях», «Реклама и связи с общественностью». Учебные материалы, разработанные ведущими российскими вузами специально для проекта, можно найти на сайте profil.mos.ru.
Занятия у ребят проходят не только в школах, но и в медиацентрах организаций – партнеров проекта. Среди них ведущие вузы столицы, такие как МГУ имени М.В.Ломоносова, ВШЭ, МГИМО, МПГУ, РУДН, РАНХиГС, РГГУ, Институт русского языка имени А.С.Пушкина, РГУ имени А.Н.Косыгина, Московский политехнический университет и другие.
– Для нас открытие этого проекта было долгожданным, – говорит Екатерина Хохлогорская, креативный директор Московского политехнического университета. – В далеком 2014 году мы начали сотрудничать с соседними школами, поддерживая деятельность их пресс-центров и медиацентров. И все эти годы наблюдали рост интереса ребят к профессиям медиаиндустрии. В нашем университете реализуются программы по направлениям «Издательское дело», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью».
Креативный директор считает появление нового проекта предпрофессионального образования, связанного с медиа, логичным продолжением системной работы московского образования, своевременным и востребованным и у детей, и у родителей, и у вузов.
– Конечно, заметно, каким ярким становится информационное поле системы образования города Москвы, как энергично молодежь берется за дело. Мы с нетерпением ждем новых медиаклассников, – подытожила Екатерина Хохлогорская.
За 2021‑2022 учебный год в рамках проекта школьники приняли участие в более чем 150 мероприятиях. Для учащихся проводили экскурсии, тренинги, семинары, мастер-классы, онлайн-занятия, дискуссионные клубы; им читали лекции ведущие журналисты. Вузы-партнеры внимательно следят за реализацией проекта и всегда готовы провести собственные мероприятия для его участников.
– РГУ имени А.Н.Косыгина активно включился в работу в проекте «Медиакласс в московской школе» с самого начала его реализации, – говорит Татьяна Михайлова, главный редактор новостного агентства «НАШпресс» РГУ имени А.Н.Косыгина. – На площадке вуза разворачивается несколько глобальных проектов, связанных с медиаобразованием. Ученики московских медиаклассов приняли участие в Дне медиаграмотности. На «Московских интерактивных каникулах» ребята за несколько дней подготовили и выпустили в эфир ток-шоу «Что происходит с нашим языком».
Татьяна Михайлова рассказала о профориентационных соревнованиях «Медиатон», которые проводятся в стенах университета и на базовых площадках в 19 столичных школах. Этот обучающий проект ежемесячно проходят более 400 школьников. По словам эксперта, он учит таким навыкам, как медиапроектирование, работа в кадре и за кадром, монтаж и редактирование, а также дает знания по модному направлению «Упаковка медиапродукта».
Подготовлены образовательные программы и для учителей, преподающих в медиаклассах, – курсы повышения квалификации, лекции и практические занятия.
– Более 200 столичных педагогов прошли обучение в университете: ежемесячные обучающие интенсивы в рамках проекта «Медиатон», образовательный курс «Медиапроектирование для учителя», курсы повышения квалификации по направлению «Радиожурналистика». Все эти проекты, программы и мероприятия объединяет нацеленность на создание самых разных продуктов, – рассказывает Татьяна Михайлова.
Интенсивная подготовка положительно сказывается на медианавыках ребят. В 2021‑2022 учебном году они приняли участие в ряде проектов: освещали события в сфере предпрофессионального образования, записывали аудиогиды для Музея Победы.
Сейчас основными партнерами проекта, активно участвующими в его развитии, являются МосОбрТВ, «Москва 24», Газпром-медиа холдинг, «Вечерняя Москва». Кроме того, «Медиакласс в московской школе» продолжает привлекать внимание высших учебных заведений и профильных организаций индустрии. В апреле 2022 года в перечень вузов – партнеров проекта вошли ГИТР и Финансовый университет. А в мае к нему присоединилась Международная ассоциация студенческого телевидения. Кроме того, было создано сообщество педагогов и кураторов медиаклассов для обмена опытом и трансляции успешных практик.
В 2022‑2023 учебном году проект продолжит развиваться. В планах разработка банка электронных учебных материалов в Московской электронной школе совместно с вузами-партнерами.
Учителя, работающие в медиаклассах, получат возможность для дальнейшего профессионального развития. Для них организуют skill-сессии, тренинги, хакатоны, проектные сессии. А ученики продолжат практиковаться, освещая события из жизни школы, а иногда и всей столицы.
Востребованность сферы массовых коммуникаций обусловила развитие этого направления в образовании: будет запущена «Медиавертикаль» на уровне 7‑9‑х классов. Заявки на участие уже подали 197 школ.
Яркий старт проекта «Медиакласс в московской школе» в 2021‑2022 учебном году показал востребованность и огромный потенциал для развития у школьников навыков, которые помогут им успешно самореализоваться в сфере медиа, а также формирования умений, необходимых каждому современному человеку независимо от рода деятельности.
Анна КОРЖИК, Виктор КАЛИНИН, методисты ГМЦ ДОНМ, кураторы проекта «Медиакласс в московской школе»
Комментарии