search
main
0

Старт нового типа образования

Об опыте организации полипрофильного обучения

Сегодня много говорят о том, что современная школа должна идти в ногу со временем, о том, что в условиях стремительно развивающейся цифровой экономики школа должна вый­ти на качественно новый уровень обучения, где главное не отметки за полученные знания, а умение учеников добывать эти знания. Cредняя школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов города Батайска уже не первый год движется именно в этом направлении. Это одна из лучших школ города, свыше 90 процентов выпускников которой поступают в вузы. Здесь успешно реализуют несколько проектов – «Школа – ресурсный центр», «Цифровая школа», развивается «Школьный портал», образовательное учреждение участвует в пилотном региональном инновационном проекте в области здоровьесбережения «Наша здоровая школа». Сегодня в 56 классах школы обучаются 1850 учеников. Более 20 лет назад здесь начали воплощать в жизнь идею профильного обучения. За эти годы был пройден сложный путь, который в конечном итоге привел к существующей ныне модели.

Ситуация успеха

Эта школа знает один из главных секретов успешности – удовлетворять запросы своих учеников по максимуму. Это стало возможным благодаря работе школьников в группах. Именно такая организация работы дает возможность ребятам выбрать свой индивидуальный маршрут.

– Изначально мы должны были ответить на вопрос: для чего мы занимаемся профильным обучением? Для повышения уровня компетенций по предметам конкретного направления или для выполнения основной миссии школы – формирование готовности к профессиональному и личностному самоопределению? Конечной целью профильного обучения для себя видим не количественные показатели ЕГЭ и других независимых оценок качества. Для нас совершенно очевидны принципиальные установки на построение новой старшей школы, – говорит директор четвертой школы Галина Збыковская.

Образовательное пространство школы №4 организовано таким образом, что каждый ученик здесь может реализовать свои возможности, удовлетворить свои интересы, само­определиться, прожить в школе ситуацию успеха в решении учебных задач и проблемных ситуаций. Среди образовательных услуг школы – углубленное изучение русского языка, литературы, физики, математики, биологии, химии, истории, обществознания; изучение второго иностранного языка (английский, немецкий, французский, испанский); профильное обучение; индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

В десятых классах школы реализуется образовательная программа, которая предполагает 5 профилей обучения. Из них 3 основных (технологический, естественно-научный и гуманитарный) и универсальные профили. Основа гуманитарного профиля – литература, иностранный язык, история и экономика, технологического – физика, математика и информатика, естественно-научного – химия, биология и математика, универсальных профилей – математика, экономика и английский. При этом в индивидуальном учебном плане может быть и более трех профильных предметов. На данный момент из 55 учеников 10‑х классов 4 обучаются на естественно-научном профиле, 21 – на технологическом, 19 – на гуманитарном и 11 учеников работают по индивидуальным учебным планам. В одиннадцатых классах три профильные группы – химико-биологическая, гуманитарная и физико-математическая. Из 50 обучающихся в 11‑х классах 7 человек изучают предметы химико-биологического профиля, 18 – гуманитарного, 20 – физико-математического, 5 учеников работают по универсальным учебным планам.

Физики и лирики

В одном классе здесь могут соседствовать и физики, и лирики, и даже будущие медики. Мы заглядываем в 11‑й класс, где идут занятия ребят, выбравших естественно-научный профиль. Елена Шкурат уже знает, куда будет поступать – в ЮФУ, на факультет биологии:
– Хочу быть генетиком, с детства мечтала об этой профессии. Любовь к ней мне привила моя бабушка, которая, кстати, является заведующей кафедрой генетики.

У тех, кто учится на физико-математическом профиле, другие приоритеты. Так, Лилит Саакян хочет поступать в строительный университет, правда, еще не решила, в Москве или в Питере. Никита Финенко собирается подавать документы в Академию противопожарной службы, много ребят в этой группе хотят поступать в военные училища и в ДГТУ. Практически все выпускники в один голос говорят, что подготовка в этой школе очень сильная, предметы преподаются на очень высоком уровне, впрочем, ребята все равно занимаются еще и с репетиторами.

Образовательная программа профильного обучения формировалась исходя из запроса учеников и их родителей. По признанию педагогов, непросто было создать учебное расписание, которое учитывало бы все индивидуальные планы обучения, а также скоординировать работу всех участников образовательного процесса. По словам руководства школы, внутришкольная модель профильного обучения функционирует сегодня максимально эффективно с учетом индивидуальных потребностей и возможностей школы. Здесь по-своему решили даже проблему перегруженности, с которой сталкиваются практически все школы Батайска. В средней школе №4 перепрофилировали все имеющиеся аудитории под учебные. Ежедневно, включая субботу, школа функционирует с 8.00 до 20.30. При этом все классы уровней начального и основного общего образования обучаются по пятидневной учебной неделе.

По словам Галины Збыковской, старшая школа не окончание общего, а старт другого, нешкольного, типа образования. «Старшая школа – это пространство проб переноса сформированных компетенций на внешние внепредметные ситуации», – формулирует конечные цели профильного образования директор школы. В школе №4 это достигается путем организации социальных практик, профессиональных проб, внедрения профориентационных курсов. Все это можно реализовать в рамках индивидуальных проектов. К примеру, именно индивидуальный проект лежит в основе реализации подпроекта «Социальные практики» программы развития школы.

Определиться с выбором профиля помогает психолог школы Виктория Малыч. Профориентационное тестирование ребят проводится еще в 8‑м и 10‑м классах, так что в 11‑м молодые люди подходят к выбору вуза и будущей профессии вполне осознанно.

Тьютор, руководитель, эксперт

При достаточно успешной модели функционирования полипрофильного обучения Галина Дмитриевна признается: об отсутствии проблем говорить еще рано. Во-первых, формирование у учеников готовности к профессиональному и личностному самоопределению требует и от педагогов профессионального роста и большей самоотдачи. К понятию «учитель-предметник» все чаще добавляются новые роли – тьютор, руководитель проекта, эксперт. Во-вторых, организация профильного обучения предполагает активную интеграцию урочной и внеурочной деятельности, сетевое взаимодействие с вузами и предприятиями. Однако не всегда социальные партнеры проявляют в этом заинтересованность. В-третьих, еще требуют разработки оценки индивидуального проекта, оценки внеурочной деятельности, личностных результатов. Часто требования к ним противоречат требованиям к результатам, заданным ФГОС и ЕГЭ. Кроме того, по мнению многих экспертов системы образования, активизация профориентационной работы, профессиональные пробы и социальные практики могут повлечь за собой снижение предметных результатов. «Сегодня мы еще не можем дать однозначных ответов на эти вопросы. Их решение – предмет предстоящих обсуждений, которые могут состояться после накопления практического опыта реализации данного направления», – убеждена Галина Збыковская.

В том, что такой опыт будет накоплен, сомнений нет. Система методической работы школы – победитель Всероссийского конкурса «Система образования 2018: Передовой опыт образовательных организаций», а сама школа №4 – неоднократный победитель Всероссийского публичного смотра-конкурса среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте