Елена БЕЗБАХ, учитель английского языка Центра образования №1492: – Многие часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с людьми, и профессиональный выбор – все берет свое начало в детстве. Родительский дом можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Моя семья дала мне хороший старт. Рядом с мамой, страстно увлеченной своим делом учительницей, мой выбор такой же стези был легким и вполне естественным. Весна. Мне 5 лет. Я пришла с мамой в школу, где она работала. До сих пор мое детское воображение рисует что-то монолитное, незыблемое и очень важное. Огромные коридоры, высокие потолки, светлые окна, веселые лица ребят, окруживших меня. Я в восторге!
Сентябрь 1986-го. Я первоклассница. Делюсь с мамой новыми впечатлениями. А она мне рассказывает о том, как сама пошла в первый класс и навсегда решила связать свою жизнь с преподаванием.
Все мои детские игры теперь были связаны со школой. Это и проверка тетрадей, и заполнение журнала, и первые попытки объяснить новое своим ученикам (сначала игрушкам – куклам, зайчикам и мишуткам, а затем и подружкам по двору). Да во мне и сейчас живет ребенок. Когда пришло время прощаться с детством, я отказалась из него уходить и как только окончила школу решила, что снова в нее вернусь.
Лето 1997-го. Я окончила с медалью школу. Иду на экзамен в педагогический институт. Решила поступать на факультет иностранных языков, что тоже не было случайным выбором. Никогда не забуду свою первую учительницу английского Светлану Михайловну. Сколько доброты, сколько радости в глазах и огромной любви к детям и профессии. Ура! Я поступила! Впереди 5 лет учебы, познания нового и интересного, дорога к заветной цели! Могу сказать, что я никогда не сомневалась в выборе профессии и родители меня в этом поддерживали. Я всегда знала, что буду учителем.
Сентябрь 2002-го. Первые шаги в качестве учителя. Ощущение рождения во мне педагога на базе уже имеющихся умений было чудесным и ласкающим самолюбие. Немного страшно. Страшно от всего: от большого количества детей, от нового коллектива, от того, что я уже взрослый человек, готовый принимать самостоятельные решения, влиять на судьбы детей. Что ждет меня впереди? Какова она, учительская доля? Каково оно, учительское счастье? Каким должен быть учитель? Трудно сказать об этом.
Многие в детстве, глядя на любимых педагогов, мечтают стать учителями. Многие поступают в педвузы и приходят работать в школу. Но получение педагогического образования не является гарантией того, что ты уже учитель. Диплом вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность его в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Человек становится учителем только в результате труда многолетнего, плодотворного, дающего результаты общения с учениками.
Вот уже за окнами май. Оглядываюсь на прошедший учебный год… Всего год, а сколько интересных и незабываемых событий! Вместе с детьми приняли решение участвовать в «Ярмарке идей на Юго-Западе». Время работы над проектом пролетело незаметно, и вот мы победители районного тура, сейчас с нетерпением ждем результатов, а в головках моих детей уже новые проекты и идеи.
Мои милые второклашки, как сделать так, чтобы первый год изучения английского языка стал хорошим стартом для дальнейших успехов? Вместе устраиваем праздник «Welcome to the world of English», где ребята показывают своим родителям все, чему научились за этот год, поют английские песни, читают стихи.
Сколько радости в глазах, сколько удивительных минут мы прожили вместе! Разве может быть большей награда за нелегкий учительский труд? Закрываю глаза и вспоминаю праздники на английском языке, спектакли… Как же преображаются детишки на сцене!
Иногда, устав до изнеможения, я сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен еще и нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
Я поняла, что главное – это искренность. Искренность по отношению и к другим, и к себе, к работе, к любви, к жизни.
Не прячьте слезы сострадания! Не стесняйтесь, жалея, погладить по голове ребенка! Не бойтесь оставаться ребенком сами, прыгать от радости и восклицать от удивления!
Мечтаю только о том, чтобы не стало циников, не стало лицемеров на Земле, чтобы вышли мои дети из школы в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, душой способной любить и сострадать. Чтобы просто стали Людьми!
Главное качество учителя, которым не обладает никакое, даже самое совершенное техническое средство обучения, – это он сам, живой человек, неповторимая, разносторонняя, яркая личность, ориентирующаяся в современном мире. Только учитель способен научить общаться с собой и другими на равных, укрепить веру в свои силы, научить думать и излагать свои мысли.
И мне хочется закончить словами Шекспира: «Вот мой род занятий: быть самим собой; верно служить тому, кто мне доверится; любить того, кто честен; знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит… драться, когда нет другого выхода».
Комментарии