Вячеслав СЕДЫХ, председатель профсоюзной организации студентов Волго-Вятской академии госслужбы:
– За последние пять лет ЦК профсоюза смог организовать работу со студенчеством на качественно новом уровне. Правильный шаг – создание Студенческого координационного совета Профсоюза работников народного образования и науки. СКС стал действенным мозговым центром студенческого профсоюзного движения, частью системы социально-партнерских отношений с федеральными органами государственной власти в сфере решения социально-экономических проблем студентов.
Проблемой в деятельности СКС, и это не только мое мнение, стала недостаточная обратная связь с регионами. Активно работает президиум совета, но этого не скажешь обо всем корпусе председателей студенческих профсоюзных организаций. Необходимо увязать в единую систему СКС и региональные советы председателей студенческих профсоюзных организаций, входящих в наш профсоюз, или Ассоциации студенческих профсоюзных организаций вузов различной ведомственной принадлежности. Но при этом СКС не может и не должен подменять вышестоящие профсоюзные органы. Учитывая специфику разных регионов, задача это нелегкая, но решаемая.
Уже многие годы в среде студенческих профсоюзных лидеров идет спор о том, какая форма взаимодействия на уровне региона эффективнее: совет председателей или региональная ассоциация. На мой взгляд, эффективны оба варианта, главное, чтобы у территориальных комитетов и студенческих первичных организаций были четкие цели. У нас в Нижегородской области действует совет председателей студенческих первичек, а два его представителя входят в состав президиума обкома. Наши предложения ложатся в основу соглашений, заключаемых обкомом с Министерством образования и науки, через совет члены профсоюза узнают о деятельности вышестоящих профсоюзных органов, Студенческого координационного совета ЦК. Установлена обратная связь. А региональная ассоциация вносит предложения в соглашения облсовпрофа с правительством области, администрацией города. Во всех соглашениях есть студенческий раздел. Кроме того, ассоциация, будучи юридическим лицом, реализует областные и городские программы социальной поддержки студентов в рамках реализации государственной молодежной политики. По многим программам у нас софинансирование, в котором принимают участие областной комитет профсоюза и облсовпроф, городской и областной бюджеты.
В последнее время в вузовской среде стало модно говорить о студенческом самоуправлении. Но почему-то некоторые чиновники федерального и регионального уровней понимают его весьма своеобразно. Не прекращаются попытки создания в вузах структур студенческого самоуправления в параллель студенческим профсоюзным организациям. Ясно: администрации вуза легче управлять несамостоятельным, не имеющим финансовой базы и нормативно закрепленных полномочий студенческим советом. Студенческие первички должны активно участвовать в формировании системы самоуправления внутри учебного заведения, на уровне региона.
При этом особое значение приобретает консолидация студенческих первичек вокруг своих теркомов. В нашем регионе эта проблема решена. Студенты имеют равные права с другими профессиональными группами на представительство в вышестоящих руководящих органах. Уже многие годы в аппарате областной организации есть освобожденный работник, курирующий вопросы студенчества.
Еще одна «системная» проблема. Региональные студенческие профсоюзные лидеры в основной своей массе прошли этап политизации середины 90-х годов, давно вернули свои студенческие профорганизации в рамки уставного поля профсоюза благодаря помощи «старших товарищей» – ЦК и территориальных комитетов. Защита прав и интересов членов профсоюза, в том числе и студентов, безусловно, требует конструктивного взаимодействия с политическими и общественными объединениями, особенно имеющими свои фракции в Государственной Думе РФ, в законодательных органах государственной власти субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления. Но мы не вправе позволять манипулировать студентами – членами нашего профсоюза. Ведь отголоски политизации студенческого профдвижения слышны и по сей день.
Самая актуальная на сегодня проблема: 122-й федеральный закон фактически запрещает субъектам РФ и муниципальным образованиям социальную поддержку студентов федеральных вузов. Однако в этом году у нас в Нижегородской области финансирование по ряду программ даже увеличилось, в частности, по льготному питанию студентов. Видимо, это сила инерции, да и не хотят региональные власти создавать напряженность в студенческой среде… Что будет в 2006 году, прогнозировать трудно. Выход, на мой взгляд, может быть таким: если теперь законодательство об образовании не позволяет помогать студентам, надо активнее использовать законодательство о молодежной политике. И тут как раз СКС должен стать своеобразной площадкой для обмена региональным опытом.
Все эти проблемы нам решать вместе, потому что студенческие профсоюзные организации не мыслят своего дальнейшего развития вне рамок нашего профсоюза.
Комментарии