Во время так называемой перестройки, и особенно после августа 1991 года, о старом нашем кинематографе отзывались в основном неодобрительно. Да это, пожалуй, даже мягко сказано. Наше старое кино подверглось такой острой и жесткой критике, что, казалось, этих фильмов мы уже никогда не увидим на экранах телевизоров. Особенно ругали художественные фильмы режиссера Ивана Пырьева, постановщика “Кубанских казаков”. Эта кинолента стала в устах критики просто притчей во языцех. С ней разделывались в пух и прах – тут, мол, сплошная неправда, все ярмарочное богатство, урожай, собранный кубанскими хлеборобами, – не более чем искусно сделанные муляжи. Кинозрителя, мол, обманывали, вводили в заблуждение такой “низкопробной идеологической агиткой”, которая была на руку сталинскому режиму. Да, спустя три года после Великой Отечественной войны (в 1948 году “Кубанские казаки” появились на экранах страны) трудно, а может быть, даже невозможно было организовать такую яркую, пышную и аппетитную ярмарку, где за один день цены на товар несколько раз были снижены на радость покупателям. Но это в действительности. А в кинематографе возможны чудеса. Общаясь с теми, кто пережил военное лихолетье, убеждаешься в том, что таких чудес ожидали от киноискусства. Ожидали, чтобы легче переносить тяжести и невзгоды реальной будничной жизни, в которой было мало радостных мгновений. Но такой фильм, как “Кубанские казаки”, приносил радость, “заряжал” оптимизмом и надеждой, что недалек тот день, когда каждый человек, отдавай он “все силы и знания” на благо Родины, сможет побывать на такой замечательной праздничной ярмарке…
Мы уже узнали, что такое камень на душе от беспросветного политического и социально-экономического кризиса, охватившего нашу страну, и от того, что каждый день мы слышим по телевидению сообщения о том, что положение все ухудшается. Добавьте к этому пусть даже немногочисленную продукцию нынешнего отечественного кинематографа. К примеру, сериал “Менты” – насилие и убийства, нелепая борьба за выживание… Многомерное всепобеждающее зло. Создается впечатление, что жизнь наша соткана из взаимоотношений мафии и организованного ею криминала. Беспредел. Никакой надежды, никакого просвета для души. Вот вам и кинематограф так называемого переходного периода, временное пространство которого безмерно затянулось. Господство триллера и детектива на экране удушающе. “Как жить?!” – восклицала одна из героинь пьесы Александра Николаевича Островского. И отвечала: “Не читать газет. От них можно с ума сойти…”
Думаю, не случайно наше телевидение в последнее время обратилось к старому кино. В нем большую часть составляют комедии. Наивные на первый взгляд. Сказочные. А главное – добрые. Ах, как нам не хватает этого в жизни! Не слушайте тех, кто ругает старое кино. Неблагородно вершить суд над прошлым с позиций нынешнего дня и сегодняшней политической конъюнктуры. Суд бесчестия! Смотрите, дорогие друзья, старое кино. Глядишь, полегчает на душе. Прекрасную кинокомедию будет транслировать канал НТВ в воскресенье, 14 февраля. В 10.15 на телеэкране – художественный фильм “Сердца четырех”, который в 1941 году режиссер Константин Юдин поставил на киностудии “Мосфильм”. Это кинокомедия о любви. В ролях влюбленных – Людмила Целиковская, Валентина Серова, Евгений Самойлов…
Хорошего вам настроения, друзья!
Валерий ЕРМОЛОВ
Комментарии