Педагоги-исследователи выяснили, что самое слабое место в профессиональной подготовке учителя – не педагогические умения, что неизбежно по сути, ибо педагогическая техника вырабатывается только с годами, а формальные знания педагогики и психологии и несложившееся педагогическое сознание. Между тем учитель фактически не бывает начинающим. У начинающего столько же обязанностей, что и у остальных – со стажем.
Внести коррективы в профессиональное сознание начинающих могли бы преподаватели университетских кафедр педагогики. Но есть сложности. При сохранении или частичном сокращении общего объема часов на обучение педагогике от стандарта к стандарту Минобразование вводит в педагогические курсы все новые и новые темы. Еще быстрее растет почасовая нагрузка преподавателей. Сейчас нагрузка ассистента и старшего преподавателя – 880-800 часов, доцента и профессора – 770-700. (Для сравнения: ставка школьного учителя – 720 часов).
В целях той же экономии на образовании в последние годы снята неактивная педагогическая практика студентов на 2-м курсе. Большинство факультетов отказались от летней педпрактики в детских лагерях на 3-м курсе.
Нельзя сказать, что преподаватели педагогики теперь совсем не бывают в школах. Чтобы как-то выжить, они вынуждены прихватывать работу по своим базовым специальностям и в школах, и в колледжах – где придется. И хотя такие связи не имеют ничего общего с педагогической помощью, в своих планах и отчетах преподаватели фиксируют их в соответствующих графах, как прежде. Впрочем, говоря по чести, многие преподаватели педагогики сами нуждаются в помощи. Постоянно растущая теоретическая насыщенность учебных курсов требует специальных знаний, а начатые наконец стажировки преподавателей, проводимые лишь в смежных самарских вузах, формальны и неэффективны. Самообразование же на теоретическом уровне доступно немногим.
Получается, что помимо объективного различия между вузовским и трудовым этапами жизни, связанного с направленностью вуза на преимущественно теоретическое обучение, серьезным препятствием для трудовой адаптации выпускников стали аномалии в организации вузовского обучения. По статистическим данным, на 90-е годы среди молодых учителей после 1-2 лет работы только 14% удовлетворены выбранной профессией. Остальные в профессиональных неудачах обвиняют, как правило, подготовившие их вузы.
Негодовать насчет известного клише: «слабый учитель – слабая школа – слабый педвуз» как-то неловко – сколько об этом написано! И все же не думать о выходах из порочного круга не получается.
Обычно остаются в школе люди с характером и почерком, пониманием своей профессии. Можно с большой долей вероятности предположить закономерную зависимость между успешным овладением студентом педагогическими и методическими знаниями и последующей успешной адаптацией в образовательном учреждении, даже верностью своей профессии вопреки нищенской зарплате.
Мерой приостановления массового исхода молодых педагогов из образования может стать воссоздание кураторских отношений между университетами и школами, начало которым было положено еще в позапрошлом веке. В нынешних условиях экономический интерес преподавателей вузов в подработке и интересы учреждений среднего образования в теоретическом обеспечении учебно-воспитательного процесса при некоторых усилиях с обеих сторон можно объединить. Важно только, чтобы стихийные эпизодические отношения (так они обычно и начинаются) становились организованными и целенаправленными, включали педагогическую диагностику слабых мест в курируемых школах и колледжах и квалифицированное их преодоление.
Так у нас в Самаре складывается работа с центром внешкольного образования «Творчество» Советского района у доцента Т.Е. Макаровой, со школой № 92 – у доцента О.К. Поздняковой, у автора этих строк – с Самарским колледжем сервисных технологий и дизайна. Профессор В.П. Бездухов помогает школе № 148, эпизодически помогает школам доцент О.М. Гаранина.
Каковы успехи? Например, два года назад директор упомянутого колледжа О.А. Спиридонова защитила под моим руководством кандидатскую диссертацию, преподаватель английского языка О.А. Вебер стала соискателем степени кандидата наук на нашей кафедре; с прошлого года все преподаватели этого колледжа являются коллективным членом МАНПО (Международной академии наук педагогического образования), подготовлен переход колледжа на кафедральную систему работы; под руководством В.П. Бездухова защитила кандидатскую диссертацию и стала доцентом зам. директора школы № 148 О.В. Правдина; Т.Е. Макарова помогает своим педагогам как научный консультант Центра образования и т.д. Отношения шефов и подшефных оказались неформальными и взаимовыгодными.
Самара
Комментарии