Понимание – самая актуальная проблема в современном мире. Важно научиться пониманию себя через понимание смыслов искусства, литературы и вообще всех явлений бытия. О поиске путей понимания размышляют в герменевтическом клубе московские учителя и старшеклассники под руководством ведущего научного сотрудника МИРО Натальи Ковалевой.
Герменевтический клуб – это место встречи старшеклассников и студентов с миром высоких, но еще не открытых смыслов культуры. Это возможность открыть и переоткрыть для себя выдающиеся художественные произведения, вступить в диалог с их авторами и понять их значимость для себя и для мира. Это опыт собственного творческого высказывания в поисках смысла медиатекстов и их интерпретации; практика сотрудничества и интеллектуальной кооперации в контексте обсуждения актуальной молодежной проблематики. Наконец, это возможность обрести друзей и единомышленников, освоить язык метафоры и культуру знаково-символической позиционной коммуникации в совместной творческой деятельности. Говоря языком науки, герменевтический клуб – особое межшкольное пространство коммуникации и размышления над актуальной проблематикой в контексте разного рода культурных образцов. В клубе создают условия для свободного ценностного самоопределения в пространстве культуры и образования и построения собственной программы развития. Встречи проходят в формате мастер-классов, игровых тренингов и конференций. Клуб объединяет более 50 старшеклассников и студентов московских образовательных учреждений, а также групп заинтересованных педагогов.Как проходят занятия клуба? Например, на одном из занятий с участниками герменевтического клуба заявлена проблема активизации познавательной деятельности и личностного включения обучающихся в процесс получения знаний. В качестве материала была избрана визуальная интерпретация средствами современной мультипликации (режиссер А.Петров; премия «Оскар») текста повести «Старик и море» Э.Хемингуэя, продемонстрированы сюжетно-деятельностные технологии вовлечения старшеклассников в ситуацию творческой коммуникации с высокой мотивацией.С легкой руки французского лингвиста и философа Ж.Бодрийяра многие называют наш век веком симуляции деятельности и процессов коммуникации, которая проникла во все слои социокультурной практики. С моей точки зрения, наиболее эффективным способом преодоления процессов симуляции на уроках стало включение школьников в образовательную ситуацию за счет постановки важного актуального вопроса и проблематизации спонтанных стереотипных представлений, возникающих в рамках реализации творческой задачи. Только после этого возможно начинать строить сценарий получения тех или иных образовательных результатов, например, в техниках медиагерменевтики. В этом случае проблематизация строилась на образцах рекламы и короткометражного фильма, их обсуждение позволило наглядно продемонстрировать, что действия человека, воспитанного на принципах конкуренции и безудержного потребления, продвигаемых в рекламе и некритично усваиваемых молодежью, в конечном итоге приводят к разрушению нашей цивилизации. В ходе семинара мы вспомнили, что в 50-е годы в Америке начала зарождаться культура общества потребления с его ценностями и идеалами, обсудили, какие вызовы нашего времени, актуальные для участников, отражены в фильме. Дополнительные возможности осмысления проблематики и понимания художественной ткани произведения возникали за счет сопряжения в едином тексте экранизации двух миров. Мира философской притчи Эрнеста Хемингуэя – непревзойденного мастера сокрытия своих главных художественных идей и смыслов, и мира мультипликации Александра Петрова – гениального мастера инсталляции и визуализации именно подразумеваемых и скрытых смыслов. На первом этапе работы и школьникам, и педагогам самим предстояло погрузиться в ткань прекрасного художественного произведения и понять, ради чего оно создано. Начиная обсуждать с детьми, мы говорим о том, что режиссер, безусловно, достигает своей задачи и погружает зрителя в сложную образную ткань повествования о старике, бросившем вызов морской стихии.Вот как откликнулись на фильм сами участники – ребята: «С первых кадров фильма бросается в глаза техника рисовки в мультфильме – она совершенно потрясающая. Сочетание цветов, реалистичность кадров сразу же заставляют тебя смотреть мультфильм, не отрываясь, приходить в восторг от каждого момента. Фильм насыщен образами, символами, метафорами, которые позволяют найти ключ к его смыслу… Среди них образы источников света. И несколько сцен, где свет имеет принципиальное значение: фонарь в руке Старика, ведущего Мальчика по ночному лесу, солнце, освещающее мир, в искрящейся дорожке света, на границе неба и моря – лодка Старика, готовящегося к самому важному в своей жизни испытанию. Тут же вспоминается голос Старика, предупреждающего, что люди собираются взяться за Солнце…» Автор постоянно меняет ракурс, и мы «парим вслед золотой макрели, повторяя прихотливые изгибы ее движения, и панорама морских пейзажей кружит голову, аккомпанируя этому бесконечному полету над водой. Рывок вверх, и… камнем падаем в воду, с трудом продираясь сквозь ее прозрачно-разноцветные слои. Не успеваем в изумлении оглядеться в сумрачном таинстве подводной жизни, как снова вверх вместе с морской ласточкой – в озаренное лиловым небом пространство воздуха»… А вот вертикаль: «взгляд из холодной глубины, сквозь толщу воды далеко-далеко вверх. Там освещенная равнодушным знойным солнцем, на бесконечной морской равнине кружится маленькая лодочка, одинокая и упорная». И еще один выход в вертикаль: «сопоставление двух кадров, в центре которых Мальчик-воспоминание, олицетворяющий самые заветные мечты и оправдания Старика. Вот он плывет в морском костюмчике рядом с Рыбой-братом и тут же стремительно забирается по вантам ввысь – в бездонную голубизну неба, из которой видны и маленькая лодочка, и подвергающий себя опасности Старик, и даже исполненные неземного благородства львы из какого-то неведомого нам града».В результате первичной рефлексии для выделения наиболее важных идей фильма, построенной на основе «встречного понимания», появляются очень интересные идеи, вопрошания, фокусы творческого исследования. Мы размышляем над вопросами: «Оправдан ли риск?», «Что здесь необходимость, а что целесообразность?», «Старик и Рыба принадлежат одной стихии или нет?», «Почему Рыба и «Брат» и «Другой» Старика, в чем дело, как понимать?», «В детских мечтах о «райском острове со львами и прочим» Старика он равен Мальчику и в нем узнает себя, или иное?», «Где точка бифуркации для Старика и есть ли смысл в неразумном упорстве в борьбе или нет?», «Можно ли Старика ставить в пример, и в пример чего?».Наша методика предполагает работу с выделенными значимыми символами и образами в попытке понять позицию автора в проблематике, поднимаемой фильмом. Такая технология вызывает к жизни новые круги размышлений и интерпретаций метафорического слоя художественного текста, что позволяет увидеть скрытые смыслы и соотнести их с культурными и философскими идеями современного дискурса.Процитирую одно из наиболее ярких высказываний:«Главный проблемный вопрос в фильме – это как может человек преодолеть свою хищническую натуру. Священный акт борьбы с равным соперником между тем оказался хищническим актом, в результате чего рыба оказалась не братом, а добычей, отобранной стервятниками. При этом старику казалось, что в этом его смысл и высшее предназначение, в поимке рыбы. Рыба, мне кажется, символизирует некоторый идеал, что-то очень значимое для человека, организующее его жизнь, как поиск и путь. Однако на этом пути (поимке) его ждало разочарование, после того как рыба поймана, она из идеального выражения человеческого упования превращается в труп и имеет только материальную ценность в качестве наживы. Так показана автором суть человеческой истории… Море, на мой взгляд, является метафорой времени, в то время как небеса олицетворяют вечность. Поэтому пытаться подчинить себе время (загнать) (тем самым прорваться в вечность) является ложным путем, однако повторяющимся от века (метафора старика). При этом в фильме намечен выход из порочного круга, он показан, когда старик представляет себя плывущим рядом с рыбой (в расцвете лет) и в этот момент море опрокидывается в небеса».Темп и интенсивность занятия предполагают настолько высокую включенность и энтузиазм присутствовавших, что размышления над фильмом продолжаются уже за пределами итоговой рефлексии, когда по кругу высказывается каждый – в мировоззренческих дискуссиях, позиционных диалогах, творческо-рефлексивных эссе. Мотивированное вовлечение всех участников в активно формирующийся дискурс и процесс позиционного самоопределения в нем и есть один из критериев достижения личностных результатов.Самое ценное, что говорят и пишут наши участники герменевтического клуба, потому что именно это ведет к их пониманию смыслов и ценностей жизни, пониманию себя и других: «Основной вопрос фильма «Старик и море» А.Петрова напрямую связан с человеком, человеческой личностью и его деятельностью. Что есть человек? Как жить человеку? Что человек делает?» «Старик сознательно живет по своим нравственно-этическим императивам, не отступает от них в трудную минуту, будь то показанный нам поединок с моряком-мулатом или же драматическая сцена с отважной поимкой Большой Рыбы. Стремление человека пройти испытание, не избегая страданий, дорогого стоит». «А.Петров воспевает в своем кинопроизведении человека-борца, который сознательно определил свое место в этом мире и живет согласно совести; способного обуздать страсти, стоически выдержать испытания, предложенные судьбой, и позаботиться о будущем поколении в лице Мальчика-ученика. Несомненно, такой человек, как этот, редкий образец, особенно в наше время, где большинство людей стремится избежать объективной реальности или заменить ее симуляцией смысла жизни в безоглядном потреблении материальных благ и претворении в жизнь собственных импульсивных желаний-прихотей». «В конце Старик произносит странные слова, если понять их буквально, вся наша интерпретация окажется надуманной: «Удача отвернулась от меня», будто бы неудача с охотой лишь банальность случая. В мальчике Старик видит главного субъекта своей будущей посреднической деятельности между людьми и Богом. Мальчик мечтает учиться у Старика, и Старик постарается передать ему все свое знание о суровых законах борьбы в этой жизни. Это будет очень сложно, но Старик видит в мальчике доброту и желание учиться, Старик улыбается ему. Теперь Старик уверен в том, как следует жить. Он уже начал жить так».Наталья КОВАЛЕВА, ведущий научный сотрудник МИРО
Комментарии