Когда страна праздновала 95-летний юбилей дополнительного образования, в Томской области отмечали его 117-летие. О том, как это возможно, как продолжаются и развиваются более чем вековые традиции, рассказывает Сергей САФРОНОВ, директор областного Центра дополнительного образования города Томска, заслуженный работник физической культуры РФ, отличник народного просвещения.
Наш район в старину назывался Болото. Больше века назад здесь построили здание, в котором в сентябре 2001 года и обосновался областной Центр дополнительного образования. Он был создан путем слияния областных учреждений дополнительного образования: детско-юношеской спортивной школы, станции юных туристов и эколого-биологического центра. Теперь это опорное учреждение региональной системы дополнительного образования. Точнее, здания у нас два, и благодаря объединению удалось их не только отремонтировать, но и приспособить под нужды детей.У нас шесть направлений: эколого-биологическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, военно-патриотическое, туристическое и спортивное. То есть все, что было наработано предшественниками, мы сохранили и дополнили: мы координируем работу учреждений дополнительного образования области, помогаем взаимодействовать друг с другом, обеспечиваем участие детей в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней; у нас же сосредоточена и деятельность по работе с одаренными детьми.Практически мы объединили 86 учреждений дополнительного образования. Благодаря слиянию удалось собрать небольшой, но очень сильный коллектив: в центре 37 работников, которые реализуют 14 образовательных программ: не только типовые, но и модифицированные, и экспериментальные, и авторские. Особенно радует, что среди педагогов 10 выпускников учреждений дополнительного образования. Причем коллектив довольно молодой: 15 человек – до 30 лет, среди них три молодых специалиста. Конечно, в районах с кадрами не так хорошо. Средний возраст педагогов 51 год, 76% из них – женщины.Почти 80% детей Томской области охвачены дополнительным образованием, и всего 3,9% приходится на техническое творчество. В последние годы, правда, начали привлекать в допобразование и мужчин тоже. Теперь мы в одной связке, теснее общаемся, больше узнаем друг о друге. Татьяна Леонидовна Веселовская, заместитель директора по научно-методической работе, постоянно организует тренинги, мозговые атаки, семинары с педагогами: то их собираем, то сами выезжаем по районам – и таланты выявляем, и профессионализм развиваем.Понятно, что без поддержки Департамента образования Томской области ничего бы сделать мы не смогли. 15 областных конкурсов профессионального мастерства с хорошим призовым фондом – его заслуга. Победители регионального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», например, получают премию в размере 50 тысяч рублей. А их семеро – по номинациям.Конечно, на премию, хоть и хорошую, семью не прокормишь. Ищем другие пути. Держим связь с муниципалитетами. Приехал молодой педагог в школу, а мы уже знаем о нем, потому что чаще всего сами же и рекомендуем. Молодежь высматриваем еще в университете, приглашаем на полставки в центр или вожатыми в лагерь «Дзержинец», который тоже входит в нашу структуру, зовем на мероприятия, организуем среди старшекурсников педуниверситета конкурс авторских программ. Работает человек на школьную ставку и на нашу – договариваемся с директором школы, если надо – с администрацией поселка. Так, например, молодой педагог Павел Владимирович Шувалов оказался талантливым тренером по греко-римской борьбе в поселке Первомайском.Но не только деньги приводят в дополнительное образование молодежь. Мы стали развивать национальные виды спорта, и это оказалось интересно и детям, и взрослым. Гири, русская лапта, городки, татарская борьба на поясах (корэш) – все это развивается, не требуя больших затрат.Три года назад защитили программу военно-патриотического воспитания. В 16 районах открыли оборонно-спортивные клубы, привлекли к работе активных ребят, прошедших Афганистан, Чечню. Тут нам очень помог депутат Законодательной Думы Томской области Владимир Казимирович Кравченко, бывший десантник, командир парашютно-десантного отделения в Афганистане. И мой ученик – я много лет отработал тренером.Вообще на ребятах, вышедших из учреждений дополнительного образования, оно и держится – учеников и моих, и моих коллег много во всех структурах, они нам очень помогают. За военно-патриотическое направление отвечает мой заместитель полковник в отставке Федор Федорович Коварж. Очень важно найти такого человека, который за дело болеет душой.Оборонно-спортивные клубы – дело серьезное. Работаем с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделами соцзащиты. У нас в Томской области очень развит и лыжный спорт, но эти ребята, как правило, экстремалы, им нужно другое. Они у нас с парашютом прыгают!Наш центр расположен вроде бы почти в центре города, но в то же время и среди частного сектора. Поначалу мы никак не могли навести порядок – то стекла побьют, то окурков накидают. Пять лет назад я привез в гости депутата Госдумы Александра Александровича Карелина, трехкратного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе. Заинтересовал нашими мальчишками, которые тоже очень любят греко-римскую борьбу. И Александр Александрович помог, добился для нас федерального финансирования, пристроили к зданию спортзал. Переманили лучшего в городе тренера по греко-римской борьбе – мастера спорта Евгения Сергеевича Воропаева. И сейчас те, кто когда-то бил стекла в центре, прибегают: давайте снег почистим. Потому что теперь каждый второй – у нас в спортзале. Расшевелили мы наше Болото.Почему только каждый второй? Да потому что все остальные играют в шахматы. Наш регион давно сделал ставку на интеллект. Томск претендует на статус центра науки, образования и инноваций мирового уровня, а это напрямую зависит от уровня знаний, навыков, которые человек приобретает в детстве. В области задуман и осуществляется проект «Томская шахматная академия», в котором мы принимаем активнейшее участие. Шахматный всеобуч охватывает уроки шахмат во вторых классах школ, затем дети переходят в учреждения допобразования – шахматные ДЮСШ, отделения шахмат в спортшколах, шахматные объединения в других учреждениях. На базе нашего центра создан шахматный интернат для детей из отдаленных районов области. Даем «высшее шахматное образование» – подготовили уже более 500 шахматных педагогов. Работаем в школах-интернатах – дети с ограниченными возможностями с удовольствием занимаются «гимнастикой ума». И не только ею, к особым детям у нас и подход особый. Все направления центра реализуем вместе с ними: к себе приглашаем, чаще к ним выезжаем. Ежегодно Центр дополнительного образования совместно с Департаментом общего образования Томской области проводит 17 областных этапов всероссийских мероприятий и 70 региональных мероприятий, в том числе для детей-инвалидов. В них принимают участие более 60 тысяч детей и подростков из 20 муниципальных образований Томской области. По итогам мероприятий издаем альбомы, методические рекомендации, ежеквартально выходит журнал «Внешкольное образование Томской области». Работаем, не жалуемся – некогда.Семь лет назад я окончил Московскую академию государственной службы и понял – если не научимся зарабатывать сами, общаться с меценатами, мало что сможем сделать. Платные услуги у нас есть как дополнение к основным программам, по которым дети занимаются бесплатно. Но это большого дохода не приносит. Стараемся зарабатывать иначе: организуем автобусные и пешеходные экскурсии по Томску и по парку «Игуменский» – нашей особо охраняемой территории, где дети занимаются эколого-биологической работой, оказываем транспортные услуги, устроили небольшую гостиницу в центре. За счет этого удается погашать часть расходов на коммунальные услуги, пополнять базу хозяйственным инвентарем и повышать заработную плату персоналу. Активно работаем со спонсорами – ни одно мероприятие не проходит без их участия.Не знаю, как другие регионы, но Томская область просто обязана быть авангардом дополнительного образования. Мы выяснили, что детскому дополнительному образованию в Томске не 95 лет, а гораздо больше. Еще в 1895 году после шквала тифозных, холерных, оспенных эпидемий известный томский врач и ученый Владислав Станиславович Пирусский создал Общество содействия физическому развитию. Горожане могли бесплатно заниматься на его площадках гимнастикой, плавать в купальнях, кататься на коньках. А в 1896 году с помощью меценатов он открыл под Томском первую в России детскую оздоровительную колонию – прообраз спортивно-оздоровительного лагеря. Чуть позже, уже в 1913 году, общество построило школу-манеж, единственное тогда в России внешкольное детское учреждение с множеством залов для подвижных игр, бега, гимнастики, комнат для занятий ручным трудом, врачебным кабинетом, библиотекой. Так что дополнительное образование в Томской области – «старейшина» страны!Почти 80% детей Томской области охвачены дополнительным образованием. 3,9% приходится на техническое творчество.В Томской области реализуется проект «Томская шахматная академия». Он включает в себя уроки шахмат во вторых классах школ, занятия в шахматных ДЮСШ, отделениях шахмат в спортшколах. А на базе областного Центра дополнительного образования создан шахматный интернат для детей из отдаленных районов.Томск
Комментарии