Детский сад № 167 расположен не в самом Воронеже, а в пригороде под названием Шилово. Не только шиловцы сюда приходят, но и воронежцы приезжают. Даже иногда уже после того, как ребенок начинает ходить в школу. Приходят кто за советом, а кто и за поддержкой, ведь вырастить ребенка-инвалида очень тяжело, и в одиночку никак не справиться.
В детском саду из восьми групп – шесть коррекционные, две обычные. Уже третий год, как прошли аттестацию и стали именоваться детским садом комбинированного вида. Из 120 ребятишек большая часть имеет проблемы в развитии. В основном по зрению: атрофия зрительного нерва, слепота, врожденная катаракта и другие. Болезни тяжелые, некоторые из них с возрастом можно облегчить через хирургическое вмешательство, но характер-то формируется пока ребенок маленький. И жизненные навыки тогда же закладываются. Правда, у инвалидов все это происходит гораздо труднее.
– По Закону «Об образовании» и по Конвенции у нас любой ребенок имеет право на массовое образование, – рассказывает заведующая детским садом № 167 Елена Гориненко. – Только для этого ему нужно создать специальные условия. А какими они должны быть, если, например, приводят заниматься шестилетнего слепого мальчика, а у него уровень развития, как у двухлетнего? Значит, надо потихоньку подтянуть этого ребенка до уровня шестилетнего, а еще лучше взять его в садик как можно раньше и не ждать, когда ему шесть исполнится. Значит, надо создавать специальные группы, которые помогут нам интегрировать маленького человека в образовательную и воспитательную среду, включить его в обычную детскую жизнь.
Специальные группы я увидела, когда мы с Еленой Николаевной прошли по садику. Из шести коррекционных три не совсем обычные. Одна круглосуточная, разновозрастная, таких по городу осталось очень мало, но это не оттого, что ходить некому, а потому, что работать в ней тяжело и содержать ее дорого.
Как бы в противовес этой есть в саду и группа кратковременного пребывания. Она большей частью консультативная, для очень тяжелых ребятишек, такие по своим способностям часто вообще не имеют возможности посещать детский сад. А сюда приходят, как правило, с мамой. И занимаются также – с мамой и с воспитателем, каждый ребенок индивидуально. В течение двух лет бессменным воспитателем этой группы была Надежда Корыстина.
Дети из этой группы с трудом рисуют, поют или танцуют. Большее впечатление на них производят питомцы «живого уголка»: кролик, перепелка, две черепахи и даже палочники, живущие здесь на растениях.
В прошлом году группу кратковременного пребывания посещали два ребенка-аутиста. Обычно, как говорит Елена Николаевна, таких ребятишек в сад не водят, аутизм – заболевание очень сложное. Программы занятий с ними нет – поведение непредсказуемо. И одновременно эти дети, как правило, очень одаренные, проблема в том, как ввести их в социум. Так вот одному из таких ребят было пять, когда мама привела его в 167-й садик. Мальчик все время молчал, а заговорил впервые, когда начал – обнимать кролика. Настолько сильными и благотворными оказались положительные эмоции от общения с милым животным.
– Главное, – объясняет Елена Николаевна, когда показывает «живой уголок», – воспитать в ребенке соучастие, а не брезгливость. И чтобы страха не было перед животным, не похожим на человека. Ведь дети сегодня, а городские особенно, очень редко видят рядом с собой животных. Взрослые их заводят все реже, особенно в квартирах. А для ребят очень интересно посмотреть, что одно живое существо – мягкое и пушистое, другое умеет летать, третье ползает, а ведь есть еще и насекомые, которые даже умеют притворяться палочками, умеют прятаться!.. Когда все это ребенку объяснишь, самое время сказать: а теперь давайте поиграем в прятки! И они начинают двигаться, общаться, испытывая в процессе игры положительные эмоции.
Кстати, тот мальчик, который начал разговаривать после «кроликовой» терапии, теперь и рисует, и танцует, и в целом развивается намного быстрее. В этом году его, по словам заведующей, даже переведут в третью, не совсем обычную коррекционную группу: называется группой для детей с тяжелой структурой дефекта. Здесь ребенок может находиться до 12 часов.
– Мы с этим мальчиком, – объясняет заведующая, – с мая готовились к переходу в другую группу. Постепенно оставляли его на более длительное время, потом маму начали отпускать, потом с другими воспитателями оставлять. Интеграция сначала предполагает присутствие родного воспитателя, а потом он постепенно оставляет ребенка на час, на два в массовой группе, затем на полдня и в итоге на целый день. Так потихоньку маленький человек вливается в коллектив, а мы помогаем ему реализовать его право быть вместе с другими детьми.
Пока группа для детей с тяжелой структурой дефекта – единственная в городе (впрочем, как и группа кратковременного пребывания). Существует она уже год и является своего рода переходной к обычным коррекционным группам. Ожидается, что в этих переходных условиях в этом году будут заниматься девять ребятишек. Для них сейчас делается отдельная игровая и отдельный спортивный уголок. Благо помещений в саду хватает. Есть и музыкальный зал, и спортивный, и большая игровая комната. Кроме игрушек, в распоряжении детей целый мягкий «городок» – цветной, яркий конструктор, состоящий из больших мягких кубиков, шаров, призм и т.д. Их можно использовать для занятий лечебной физкультурой или просто поваляться на них и расслабиться.
Есть в саду свой компьютер, хороший музыкальный центр. Это уже подарки от родительской общественной организации «Радуга». Создана она недавно, но уже набирает авторитет.
– С самого начала, а сад существует уже 18 лет, здесь занимаются коррекцией зрения. Сейчас это уже стало системой, – говорит Елена Гориненко. – В Воронеже специалистов-тифлопедагогов нет, поэтому мы обратились к москвичам. Они откликнулись и организовали в нашем городе специальные курсы, на которых отучились педагоги и медработники нашего сада. Теперь все они имеют специальный сертификат, дающий право работы с детьми с нарушением зрения.
В этом году, с января, наш сад стал участником областного эксперимента «Здоровая школа». Все прекрасно понимают, что здоровье ребенка закладывается с раннего возраста, поэтому ничего удивительного в том, что мы наравне с несколькими школами и городской поликлиникой № 11 участвуем в этом проекте. Цель – создать стройную систему комплексной помощи детям. И мы уже сделали два больших дела. Первое – на базе сада проводятся курсы Института коррекционной педагогики как для участников эксперимента, так и для всех желающих. Между нашим садом, Главным управлением образования администрации области и Институтом коррекционной педагогики заключен договор о методическом сотрудничестве и помощи.
Второе – нами создан центр ранней помощи детям. Это новое структурное подразделение дошкольного учреждения, цель его работы – как можно раньше выявить проблемы со здоровьем и оказать комплексную помощь. Не только медицинскую, но и специальную психологическую, и педагогическую коррекционную. В центре работают квалифицированные медики: врач-офтальмолог высшей категории, врач-невролог и, возможно, будет педиатр. Еще медсестры – физиотерапевтического кабинета, медсестра-ортоптистка (коррекция зрения на аппаратах), массажистка и тренер по ЛФК. С детьми и родителями тут же будут заниматься воспитатель, дефектолог, психолог и штатный социальный педагог. Его роль в общении с родителями очень велика, потому что, когда рождается проблемный ребенок, семьи распадаются чаще. Мама остается одна и вынуждена сидеть в четырех стенах с малышом. В такой ситуации любое слово поддержки или даже просто дельный совет – на вес золота. Вот и тянутся они со своими бедными детишками в центры, подобные этому. Знают, что заниматься с больным ребенком надо начинать сразу после рождения.
Садик красиво и интересно оформлен. Что-то оставили и сохранили с прошлых лет, но многое добавилось сегодня, в основном, по словам заведующей, благодаря стараниям воспитательницы Светланы Волобуевой.
Думаю, уже понятно, что педколлектив в саду творческий и неравнодушный. Всего в саду около 60 работников, многие здесь со дня основания тогда еще просто детского сада «Сказка». Шиловцы, кстати, и сейчас его так называют.
Заведующая говорит, что несколько лет назад воспитатели, кто постарше, даже волноваться начали: перестала молодежь приходить, кто работать будет, когда на пенсию уйдем? Но уже три года как все встало на свои места: молодые девчонки, причем очень серьезные, с образованием, просятся на работу. К детям относятся внимательно, на курсы в столицу ездят, одним словом, смена идет.
– Даже маленькая зарплата их не страшит, – улыбается Елена Николаевна. – Им просто интересно и комфортно у нас работать. А уж заинтересовать их по-настоящему – это моя задача.
Комментарии