search
main
0

Старая песня на новый лад. Долгая история Бауманки – не повод останавливаться на достигнутом

«Мы ищем таланты!» С такого обращения в декабре прошлого года стартовала Российская механико-математическая олимпиада школьников «Профессор Жуковский». Победителей этой олимпиады ректор знаменитой Бауманки Игорь Борисович Федоров зачислил в студенты своего вуза уже весной. Организовали, учредили и провели «Профессора Жуковского» Минобрнауки России, МГТУ имени Н.Э.Баумана и «Учительская газета». В этом году мы решили продолжить замечательную традицию (подробно о том, как в этот раз будет проходить олимпиада, мы рассказали в «УГ» №50 за 9 декабря этого года). 20 декабря стартует вторая Российская открытая академическая олимпиада «Профессор Жуковский» программы «Шаг в будущее». Желаем всем будущим участникам нашей олимпиады только победы!

Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана – один из старейших в России. За время своего существования, а это ни много ни мало 178 лет, он несколько раз менял свое название. Но от перемены имени не менялся его статус – ведущего высшего технического учебного заведения страны. Более того, на базе специализированных факультетов университета в XX веке был создан ряд вузов, выпускники которых прославились на всю страну. Например, Московский авиационный институт, Московский архитектурный институт, Московский инженерно-строительный институт, Московский государственный текстильный университет и еще ряд вузов и научно-исследовательских инcтитутов. Впрочем, Бауманка славится и собственными выпускниками. «У нас в вузе часто шутят, что единственный безработный – это начальник отдела трудоустройства», – смеется ректор МГТУ имени Баумана, академик Российской академии наук Игорь ФЕДОРОВ.

– Игорь Борисович, МГТУ имени Баумана имеет долгую и славную историю, которая берет свое начало в 1830 году. Так, основоположником российских ЭВМ, я знаю, был именно выпускник Бауманки. Насколько современный университет продолжает эти технические традиции?

– Действительно, Московский государственный технический университет имени Николая Эрнестовича Баумана – это старейшее и, между прочим, всемирно признанное и известное высшее учебное заведение. Свое начало Бауманка ведет с указа императора Николая I «Положение о Московском ремесленном учебном заведении».

Среди выпускников университета и создатель советского стратегического ракетного оружия, основатель практической космонавтики Сергей Королев, и выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев. Борис Юрьев под началом профессора Николая Жуковского сконструировал тут вертолет.

Сегодня у нас обучают более чем по 80 специальностям. Основное направление – это авиакосмос. По сей день Бауманка держит первые позиции рейтингов. У нас учатся около 800 иностранных студентов из многих стран, включая Соединенные Штаты и Европу. Я полагаю, что уже это достаточно говорит о качестве нашего образования. А недавно наш университет указом Президента России был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

– Известно, что в 90-е годы прошлого века быть технарем и зарабатывать себе на жизнь в НИИ было непопулярно: платили мало, если вообще платили, да и уважения к такому подвижничеству не наблюдалось. В этом контексте вопрос: насколько сейчас популярны технические профессии, какой конкурс сейчас в Бауманке?

– Да, 90-е годы для нас были тяжелым испытанием. В последние годы в связи с ростом производства и промышленности положение улучшилось. Мы ожидаем конкурс порядка 3-3,5 человека на место. В прошлом году самыми популярными специальностями были медицина, радиоэлектроника и экономика. При этом надо сказать, что раньше технологические факультеты сильно отставали по популярности от информационных. Сейчас они постепенно сравнялись.

Вообще надо сказать, что тут положительную роль сыграл национальный проект «Образование». Под его влиянием активно развиваются такие направления, как радиоэлектроника, биомедицинская техника и технология, электронные машиностроительные технологии с использованием лазеров. Вот, например, широко разрекламированные нанотехнологии. Казалось бы, куда уж инновационнее. А занимаются этим направлением кафедры «Материаловедение» и «Прикладная механика». Так что традиционные специальности не отстают от последних веяний научной мысли.

– Каков уровень нынешних абитуриентов? Я слышала, что в Бауманке даже пришлось ввести специальную систему аттестации для студентов, чтобы подтянуть их уровень или отсеять их из университета.

– Ну студенты у нас великолепные. Они и учатся, и работают, и спортом занимаются, и – главное – наукой. Особого их отличия от предыдущих поколений я не вижу, хотя, возможно, они стали более целеустремленными, больше стали задумываться о будущем трудоустройстве. А вот абитуриенты действительно во многом отстают по знаниям от абитуриентов прошлых лет. Вообще я считаю, что пика научного потенциала отечественная средняя школа достигла в 50-х годах ХХ века. Достойный статус учителя, хорошая методическая работа, хорошие учебники – все это обеспечивало очень приличное среднее образование. Конечно, мой взгляд несколько субъективен: я сам окончил школу в 1957 году, и полученных знаний мне вполне хватило для поступления в МВТУ имени Баумана. Однако снижение уровня знаний налицо.

Тут и «заумные» учебники, которые школьники избегают даже открывать, общая ситуация в школе, нищенское положение учителей. Впрочем, самое негативное влияние на уровень образования оказывает специализация средней школы, когда ученик, еще не совсем определившийся с выбором своей будущей профессии, должен принимать решение по своему дальнейшему профилю обучения. Это совершенно недопустимо. И что самое неприятное: по некоторым направлениям обучения резко снижаются часы на абсолютно необходимые для любого ученика средней школы предметы – математику и физику. В результате на выходе из школы и на входе в вуз мы имеем слабо подготовленных абитуриентов.

– Так как же, на ваш взгляд, с этим можно бороться?

– Бороться с абитуриентами – это самое последнее дело. Нужно не бороться, а искать пути решения. Вот, к примеру, введен закон об обязательной сдаче ЕГЭ. Раз закон есть, значит, мы будем его выполнять. Но ЕГЭ не должен быть единственным способом поступления в вуз, ведь так мы можем потерять талантливых ребят, которые нам очень сейчас нужны. Поэтому мы запустили научно-образовательную программу «Шаг в будущее». Изначально она была просто нацелена на поиск талантливых ребят по всей России, что с успехом делает уже пятнадцать лет. Сегодня она стала фактически дополнительным по отношению к ЕГЭ инструментом в поиске будущих инженеров.

А недавно с разрешения Минобрнауки России мы в рамках программы «Шаг в будущее» запустили академическую олимпиаду «Профессор Жуковский». Впрочем, необходимо уточнить, что пока снижения качества знаний студентов, поступивших в Бауманку по ЕГЭ, мы не заметили. На сегодня они показывают хорошие результаты. Будем надеяться, что это не изменится в будущем.

– Большинство студентов Бауманки начинают работать уже на третьем курсе. Вы как-то участвуете в их трудоустройстве?

– Конечно, участвуем. Тут надо сказать, что один из наших приоритетов – образование на основе науки. То есть мы уверены, что научной работой должны заниматься не только студенты, но и преподаватели. Инженерно-технический вуз, не ведущий никаких исследований, даже и вузом-то назвать стыдно. Так вот, один из аспектов нашей работы – это выполнение заказов от ведущих космических и оборонных российских предприятий и фирм. Система такая: они заказывают нам темы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а мы эти темы разрабатываем.

Мы сотрудничаем с такими российскими предприятиями, как РКК «Энергия», «Роскосмос», ОАО «Компания «Сухой», «Криогенмаш», ОАО «АвтоВАЗ», АФК «Система» и другие. Эти предприятия работают и с нашими студентами. Таким образом, во время обучения наши ребята получают не только научно-исследовательский опыт, но и нормальную по современным меркам зарплату, которой хватает, например, на содержание семьи.

– Игорь Борисович, что вы можете посоветовать будущим абитуриентам?

– Пусть поступают туда, куда их влекут интересы. Абитуриентам прежде всего нужно понимать, что их ждет хотя и увлекательная, но трудная учеба. Гулять и развлекаться тут не получится. Особо хотелось бы сказать о ребятах из глубинки. Там очень много талантливых и способных ребят, и бывает очень жаль, когда они руководствуются ложными представлениями о «проплаченности» поступления или тем, что «до столицы надо еще доехать». А ведь из регионов к нам приезжают учиться очень талантливые ребята с хорошей подготовкой. Для последних, в частности, существуют программа «Шаг в будущее» и олимпиада «Профессор Жуковский». Главное, чтобы способные дети хотели стать технарями – у высокотехнологичных отраслей сегодня огромные задачи и перспективы.

NB!

Дорогие наши читатели! Расскажите, пожалуйста, своим ученикам о том, что они вновь смогут держать экзамен у «Профессора Жуковского». Помогите им сделать шаг в будущее и стать студентами уже в апреле 2009 года! Всю необходимую информацию вы найдете на нашем сайте и на полосах «УГ» в декабре этого и январе следующего года.

Задачи, которые должны будут решить участники олимпиады, будут опубликованы 20 декабря этого года на сайте «УГ» www.ug.ru и сайте программы «Шаг в будущее» http://www.step-into-the-future.ru

Ректор МГТУ имени Баумана, академик Российской академии наук Игорь ФЕДОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте