search
main
0

Старая “История” – под Новый год

Вообще-то у меня высшее образование. Но с недавних пор я снова учусь в девятом классе. Не удивляйтесь. Просто я штудирую компьютерный учебник “История России ХХ века”. Нахожусь на первом, самом простом уровне, но все же умудряюсь иногда получать тройки на виртуальных экзаменах. Честно скажу, я бы не решилась участвовать в викторине на лучшее знание истории России, которую “УГ” и фирма “Клио Софт” раз в год проводят для ребят. Впрочем, я забегаю вперед. Может быть, вы ничего не знаете ни о нашем конкурсе, ни об этом учебнике?

А между тем, преподаватели и школьники по всей России предпочитают эту обучающую программу множеству компьютерных энциклопедий. Откуда такая популярность?

Давайте откроем учебник. 1928-1938 годы. Тема “Политическая система сталинизма”. И эта, и все 278 лекций учебника – не традиционные “читки”. Да, диктор присутствует – лекции озвучил любимый многими Артем Карапетян. Но мы ведь имеем дело с мультимедийной программой. И, значит, она “нафарширована” картами, кинохроникой, иллюстрациями, документами, дополнительной литературой, записями песен и стихов в исполнении самых известных авторов столетия. Предусмотрено все! Не нужно писать на доске объяснение понятия “тоталитаризм”. Оно появляется на экране монитора на кроваво-красном фоне с силуэтом абстрактного памятника вождю. В нужный момент возникают схемы. Представлены портреты политических деятелей, плакаты В. Дени и других известных художников того времени, дружеские шаржи, фотографии – от снимка, запечатлевшего домохозяйку, клеймящую “врагов народа”, до копии “паспортов” и “трудовых книжек” соловецких заключенных. Всего в “Истории” около 6000 иллюстраций.

Лекцию о сталинизме дополняют звуковые эффекты и музыка. Проникновенный голос поет “Песню о Родине”. А вот речь зашла о репрессиях, о том, как оголился за эти годы кадровый состав армии. После каждой страшной цифры звучит короткий выстрел… Обязательный элемент – кинохроника. Нужна она не только как документ эпохи. Это еще и очень сильный эмоциональный “ход”. Одно дело – прочитать речь Вышинского на суде над партийной оппозицией в 1936 году. И совсем другое – услышать призыв кровавого прокурора уничтожать врагов народа, как собак. Кинохроники в “Истории России” около двух часов. 70 фономатериалов. И около 30 “живых” интерактивных карт – претворенная в жизнь модель воландовского глобуса.

Метод создания учебника его авторы назвали “мультимедийная экранизация”. Конечно, здесь есть и тексты – биографии, документы, хронология, терминология. И при необходимости лекцию можно остановить и справиться о том, что неясно. Иногда сами авторы программы с помощью бегущей строки подсказывают, что можно посмотреть дополнительный материал. Но так как это прежде всего УЧЕБНИК, предназначенный для систематического изучения предмета, его авторы постарались, чтобы школьник как можно меньше отвлекался от главной темы.

Авторы “Истории России ХХ века” свой учебник постоянно обновляют и дополняют. Обновления загружаются с Web сайта www.history.ru. Вышла сетевая версия “Истории России” (“УГ” писала об этом подробно в ╧14▓99). А недавно сбылась давняя мечта преподавателей истории – выпущена профессиональная версия учебника. Кроме того, что она содержит все возможности сетевой, теперь “Историю России” можно адаптировать к учебному плану конкретного учебного заведения, дополнить авторскими наработками, включить в курс “региональные блоки”.

Итак, мы объявляем новый конкурс по истории России ХХ века. Ответы на вопросы принимаются до 21 января (включительно). Конкуренция предстоит нешуточная. На этот раз в розыгрыше всего два комплекта! (Информация для новичков: комплект состоит из четырех дисков и брошюры).Призы ждут еще десять “умников и умниц” – они смогут купить “Историю России” с пятидесятипроцентной скидкой.

И, наконец, предновогодний сюрприз. Обратите внимание на купон. Вне зависимости от участия в викторине любой наш читатель может купить лучший мультимедийный учебник по истории России уходящего века со скидкой 30%.

Оксана РОДИОНОВА

Ответы на конкурс присылайте в следующем виде (пример):

Фамилия, имя, отчество, возраст, полный почтовый адрес.

Вопросы Ответы

1. б)

2. в)+е)+к)

3. а)+в)

1. К началу ХХ века община господствовала во всей центральной, северной, восточной, южной России и на Северном Кавказе. Она:

а) не помогала слабым крестьянским хозяйствам;

б) тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян;

в) способствовала уравниванию крестьян;

г) способствовала повышению общего благосостояния деревни;

д) уничтожала частную инициативу.

2. В ходе первой российской революции:

а) был сокращен рабочий день до 9 -10 часов;

б) рабочим была повышена заработная плата;

в) Россия была провозглашена конституционной монархией;

г) была снижена арендная плата за землю;

д) крестьянам была дарована земля;

е) были отменены выкупные платежи;

ж) были введены некоторые демократические права и свободы;

з) рабочие получили право создавать профсоюзы;

и) был создан Государственный Совет;

к) был решен вопрос о создании первого представительного органа власти.

3. Как известно, выборы в I Государственную Думу шли по куриям. За кандидата А проголосовали 2 помещика, за кандидата Б – 5 горожан, за кандидата В – 12 крестьян, за кандидата Г – 25 рабочих. Все они претендуют на одно депутатское место. Кто из них получит его в соответствии с Избирательным законом 11 декабря 1905 года?

а) Кандидат Г,

б) Кандидат А,

в) Кандидат Б,

г) Кандидат В.

4. Какая из Государственных Дум I – IV созывов просуществовала полный срок – 5 лет?

а) I Государственная Дума,

б) II Государственная Дума,

в) III Государственная Дума,

г) IV Государственная Дума.

5. Кому из государственных деятелей России (после подписания в 1905 году Портсмутского мира) черносотенная пресса дала прозвище “граф полусахалинский”?

а) П.Д. Святополк-Мирскому,

б) С.Ю. Витте,

в) Николаю II,

г) В.К. Плеве.

6. Кто был премьер-министром России во время Боснийского кризиса?

а) И.Л. Горемыкин,

б) С.Ю. Витте,

в) П.А. Столыпин,

г) В.К. Плеве.

7. В годы I русской революции произошло

а) начало русско-японской войны;

б) подписание Портсмутского мирного договора между Россией и Японией;

в) начало работы I Государственной Думы;

д) “Брусиловский прорыв”.

8. Почему в России начала ХХ века марксизм был наиболее популярной философской теорией?

а) oн подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное – универсальностью;

б) марксизм имел в России благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции;

в) популярность марксизма в России объясняется своеобразием русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства, склонностью к мессианству.

9. Ставший всемирно известным театральный псевдоним Станиславский принадлежал одному из основателей Московского Художественного театра, русскому предпринимателю

а) К.С. Алексееву,

б) С.Т. Морозову,

в) С.И. Мамонтову,

г) А.А. Бахрушину.

10. Кто из известных представителей российской социал-демократии, назвав ленинские “Апрельские тезисы” бредом, писал, что “история еще не смолола той муки, из которой будет испечен пшеничный пирог социализма”?

а) Г.Е. Львов,

б) А.Ф. Керенский,

в) Г.В. Плеханов,

г) Ю.О. Мартов.

11. Как В.И. Ленин переосмыслил тактику большевиков после июльских событий 1917 года?

а) перейдя на полулегальное положение, сохранить курс на мирное развитие революции под лозунгом “Вся власть Советам!”;

б) необходимо временно снять лозунг “Вся власть Советам!”, рассчитанный на мирное развитие революции, начать подготовку к вооруженному восстанию;

в) немедленно начать вооруженное восстание под лозунгом “Вся власть Советам!”.

12. Кто был последним правителем буржуазной России?

а) Г.Е. Львов,

б) Николай II,

в) Михаил Романов,

г) А.Ф. Керенский.

13. Меньшевик Н.Н. Суханов в своих “Записках о революции” описывает полемику, развернувшуюся между эсерами и большевиками после II съезда Советов: “Эсеры кричали: хорош марксист, травивший нас 15 лет за нашу мелкобуржуазность и ненаучность с высоты своего величия и осуществивший нашу программу, едва захватив власть! А Ленин огрызался: хороша партия, которую надо было прогнать от власти, чтобы осуществить ее программу!” О каком документе идет речь в приведенном отрывке?

а) о Декрете о мире;

б) о Декрете о земле;

в) о Декларации прав народов России;

г) о Декрете о рабочем контроле.

14. Правильным является утверждение:

а) первое советское правительство возглавил Л.Д. Троцкий;

б) на II Всероссийском съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

в) на II Всероссийском съезде Советов исполнительная власть передавалась Совету народных комиссаров;

г) в октябре 1917 года в Брест-Литовске был подписан сепаратный договор о мире между Россией и Германией.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте