search
main
0

«Старая гвардия» не подведет. В Тюменской области возрождают систему наставничества для молодых педагогов

​Национальный проект «Образование», инициатива «Наша новая школа», введение новых образовательных стандартов и, конечно, Год учителя, объявленный президентом в 2010 году, заставили все педагогическое сообщество еще раз задуматься – каким должен быть «новый» учитель XXI века? Как повысить престиж учительской профессии, чтобы привлечь в нее молодежь и как в условиях модернизации сохранить традиции отечественного образования? Значительное внимание уделяется решению этих задач в Тюменской областной организации профсоюза. В марте 2011 года обком пригласил на совместный семинар председателей территориальных объединений молодых педагогов и ветеранов педагогического труда. Цель встречи – наладить активное взаимодействие в реализации региональных программ по привлечению молодежи в образование, создание постоянно действующей системы наставничества для оказания молодым специалистам помощи в адаптации, повышении квалификации и профессиональном росте.

Если Совет молодых педагогов области начал свою работу не так давно, то Совет ветеранов, созданный при обкоме профсоюза в 2006 году, уже может похвалиться серьезными наработками.В настоящее время на территории Тюменской области активно действуют 26 районных организаций ветеранов педагогического труда. Их заботы – контроль за исполнением закона о ветеранах, пенсионное и медицинское обеспечение учителей, создание надлежащих жилищно-бытовых условий, организация досуга и отдыха. Ведется большая исследовательская работа по созданию музеев истории образования и педагогических династий.В 2010 году областной Совет ветеранов, который возглавляет заслуженный учитель России Ада Китайгородская, провел смотр-конкурс школьных музеев «История школы: события и люди». В нем приняли участие 40 учебных заведений, представивших в конкурсную комиссию материалы, отражающие историю школы и ее развитие, связь с жизнью села или города. Особое внимание было уделено роли учителя.Первое место и премию в размере 150 тысяч рублей завоевали музей школы №7 Ишима и музей Земляновской школы Голышмановского района. Церемония награждения проходила в нетрадиционном формате – в режиме видеосвязи. Надо отметить, что не только подведение итогов областных конкурсов, но и регулярные совещания по актуальным вопросам образования в режиме онлайн стали для области обычным явлением.Огромную помощь Совет ветеранов оказал областному комитету профсоюза при подготовке памятных исторических изданий – сборников «Созидатели» о руководителях областной системы образования, «Учитель! Перед именем твоим…» о заслуженных учителях области, «Это наша с тобой биография…» об истории пионерской организации.На семинаре руководители районных и городских объединений учителей-ветеранов поделились своими наработками. Например, Совет ветеранов Бердюжской средней школы уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи и ежегодно проводит на базе школьного музея тематические встречи, такие как «Женщины в годы Великой Отечественной», «Дети блокадных дней» и другие. Клуб «Вдохновение», организованный ветеранами труда Вагайского района, объединил творческих педагогов, увлекающихся рукоделием, краеведением, фольклором. Большой популярностью пользуется ансамбль «Мелодия души», созданный по инициативе супругов Макаровых. Он участник и неоднократный победитель конкурса «Тюменский калейдоскоп», фестиваля патриотической песни «Песня не знает границ». Подобных примеров немало, но чем бы ни занимались советы ветеранов, одним из основных направлений они считают наставничество.Председатель Тюменской областной организации профсоюза Валентина Худякова отметила, что вопросам привлечения и закрепления молодых кадров в образовании, их адаптации и профессиональному росту в профсоюзе уделяется особое внимание: «Мы стремимся к решению этих задач, и сегодняшний семинар – тому подтверждение. Но если говорить о проблемах молодых педагогов в нашей области, то они наверняка отразят общую ситуацию по стране. Сегодня только 11% нашего учительства составляют молодые кадры. И то этот показатель подрос в 2009 году – возможно, в связи с кризисом. Молодежь поняла, что лучше иметь гарантированное место работы, пусть и с небольшим доходом… Я не могу сказать, что выпускники педвузов не хотят работать в школе, но существует ряд проблем. Одна из основных – жилье. На селе она зачастую решается более успешно, чем в городе. Например, нам требуются молодые физики и математики, которых готовит Ишимский пединститут, и ребята с радостью приехали бы в Тюмень. Но жить-то негде! Другая проблема – заработная плата. Несмотря на то, что новая система оплаты труда как бы уравняла учителей со стажем и молодых специалистов, молодой педагог по-прежнему остается в худшем материальном положении. Мы на семинаре спрашивали ребят, какая зарплата для них была бы приемлема на первых порах. Они называли суммы в 10, максимум 15-18 тысяч рублей! И третья проблема – разрушение системы профориентации, которое привело к тому, что многие молодые люди, поступающие в педвузы, на самом деле не настроены на работу в школе. Готовить будущих учителей нужно со школы! Кто, как не учитель, способен разглядеть в своих учениках искорку педагогического таланта? И нужно помочь разжечь ее. Президиум обкома профсоюза в 2010 году учредил 20 ежемесячных стипендий для выпускников, направленных на обучение в педвузы школьными коллективами. Надеемся, что наше начинание поддержат в муниципальных образованиях и других общественных организациях. Конечно, отсев неизбежен: обязательно будут такие ребята, которые, проработав два-три года, уйдут из школы: они оценили свои силы, и пусть лучше найдут себя в другом месте, чем останутся учителями без любви к профессии. Но для тех, кто хочет и может работать в школе, необходимо создавать достойные условия труда. Надеемся, что советы молодых педагогов помогут нам в решении этих и многих других вопросов».Масштабной планомерной работой Совет молодых педагогов области, созданный по инициативе обкома профсоюза в 2010 году, пока похвастать не может. Но это пока. Потому как ребята, участники семинара, совместно с ветеранами наметили основные направления деятельности. Но и сегодня на счету районных и городских советов молодых учителей немало серьезных дел.Интересный опыт на семинаре представило молодежное объединение работников образования Сургута «МОрос», которое возглавляет учитель физкультуры школы №13 Руслан Абрамов. Организация, основанная в мае 2003 года по инициативе и при непосредственном участии председателя горкома профсоюза Любови Андриади, завоевала в городе и области заслуженную славу. В ее активе – научно-методическая, социально-правовая, культурно-досуговая и спортивная деятельность. Неформальные мероприятия – стиль работы «МОроса». Ребята постоянно проводят городские акции и флешмобы, чтобы привлечь внимание к проблемам образования, к профессии педагога, и непременно стремятся вовлечь в свою деятельность общественность и власти города. Надо отметить, что это им неплохо удается. Они находят спонсоров среди депутатов, представителей бизнеса. Единственное, на что сетуют активисты «МОроса», – это безынициативность и нежелание многих молодых учителей участвовать в работе объединения. «Трудно понять, как можно быть в стороне от общих дел. Как можно не стремиться к совершенству в профессии, к активной гражданской позиции?! – восклицали моросовцы Юлия Першина и Наталья Сыроватская. – Сегодня наша проблема – мотивация участия в нашем движении, и главная задача – вовлечь каждого в общие дела, которые направлены в первую очередь на саморазвитие и, как следствие, на развитие образования. Разве не так?»Именно этим вопросам – становлению учителя, способам и методам повышения квалификации, профессионального и личностного роста педагога был посвящен «круглый стол» на тему «Нужна ли сегодняшней школе связь поколений?», который завершал программу семинара.На этой встрече и ветераны, и молодые педагоги говорили в первую очередь о значимости своей профессии и о любви к ней. Ведь большинство собравшихся в зале выбрали эту профессию не по «остаточному принципу», а по велению сердца. Но зашел разговор и о школьных проблемах. О бюрократии в образовании, о неприятии в некоторых коллективах молодых педагогов с их нововведениями и особой манерой подачи материала, их внешним видом и стилем общения с учениками, столь непонятным старшему поколению… О системе аттестации, о ЕГЭ и, главное, о необходимости сохранения старого опыта – для становления нового. «Мы имеем свое богатейшее педагогическое наследие, и пренебрегать им нельзя! – заметил Иван Кайнов, молодой учитель гимназии №83 Тюмени. – Я более шести лет изучал опыт советской школы и понял, что все то новое, что сегодня внедряют на Западе, взято именно оттуда – из нашего прошлого».Участники «круглого стола» пришли к единому мнению: конечно, необходимо давать дорогу молодежи. Это требование времени. Но нельзя обойтись без опыта предыдущих поколений. Без применения знаний педагогов-ветеранов невозможно строить новую школу. Их опыт – огромное подспорье, которое поможет быстрее адаптироваться в коллективе, осваивать практические навыки работы и «не наступать на те же грабли». В свою очередь, ветераны отметили, что у сегодняшней молодежи есть чему учиться. Ее сильная сторона – хорошая теоретическая подготовка, знание современных методик, ИКТ. Как правильно отметила в завершении «круглого стола» председатель Совета ветеранов Ада Китайгородская, задача старших поколений – создать молодежи все возможности и условия для профессиональной реализации, и тогда хороший результат не заставит себя ждать: «За ними, молодыми, будущее нашего образования, а значит, будущее нашей страны. И мы, старшее поколение, должны всецело им помогать».Тюмень

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте