search
main
0

Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо

Наша беседа с Владимиром Караковским, директором 825-й московской школы, началась не совсем обычно. На мой не отличающийся оригинальностью вопрос, помнит ли он встречу учителей-новаторов в Переделкине, состоявшуюся 20 лет назад, Владимир Абрамович ответил: «Да, был такой грех…»

В некотором замешательстве я поинтересовался, почему же грех? Ответ еще более разжег мое любопытство: «Так. Черный юмор».

– И все-таки, – не унимался я.

– Дело в том, что я был на встрече самым молчаливым. И это естественно – речь в основном шла о методиках преподавания, поисках новых приемов. Шаталов, Лысенкова, Амонашвили были в этом сильны, а я пришел как администратор, директор школы, убежденный в том, что главное – не знание, главное – ребенок, а знания – это способ превращения ребенка в человека.

– Насколько я знаю, эту идею вы пронесли через 20 лет, и именно она лежит в основе школы практического гуманизма, коей и является 825-я.

– Знаете, школы делятся на два типа. К первому относятся те, которые на первое место ставят знания. Думаю, что 90 процентов школ в России можно смело отнести к первому типу. Но есть и другие, к числу которых принадлежит 825-я, главная цель которых, объект, субъект и результат – ученик. Мы строим воспитательную систему, которая включает все виды деятельности и создает целостность школы. 825-ю можно назвать школой-общиной, следующей традициям коммунарства, в котором было много порядочного, чистого, честного. У нас существует Кодекс чести учителя, старшеклассника, первоклассника, провозглашающий нехитрую истину: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

– Истина действительно нехитрая, только ее сегодня частенько забывают. Создается впечатление, что реальность, которую вы создаете в 825-й, сильно отличается от реальности за пределами школьных стен.

– Так и есть. Согласитесь, вместо того чтобы глотать весь тот негатив, который льется с экранов телевизоров, хорошим людям лучше внять призыву Льва Толстого и объединяться. Методика коллективных творческих дел очень в этом помогает. Наши учителя вместе с учениками проводят уроки-экспедиции и различные сборы для того, чтобы лучше узнать свою страну, историю и культуру своего народа. Ребята побывали во многих уголках России от Кольского полуострова до Байкала. Не забываем о мировом культурном наследии – проводим оригинальные уроки, как, например, урок «Эпоха Возрождения». Его ведут три учителя – истории, изобразительного искусства и музыки, а школьники им помогают.

– Очевидно, методика коллективных творческих дел способствует большему взаимопониманию между учителем и учеником и повышает престиж профессии педагога в глазах школьников, не так ли?

– За 20 лет 250 наших выпускников стали учителями. На сегодняшний день треть педагогического коллектива 825-й составляют наши бывшие ученики. Думаю, цифры говорят сами за себя. На конкретных примерах мы доказываем ребятам, что все великие люди были педагогами и заботились о том, чтобы оставить после себя продолжателей идей. С седьмого класса мы даем детям педагогические знания в профильных классах. Готовим смену.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте