Есть суфийская притча: однажды дервиш пришел к суфийскому мастеру и попросил научить его тому, что можно было бы передать другим. Суфий велел отправиться в сад и начать кормить зверей и птиц ровно до тех пор, пока они не станут совсем ручными.
Прошло три года, прежде чем дервишу удалось добиться цели. Вернувшись к суфию, он сказал:- Птицы и звери тут же устремляются ко мне, как только завидят.- Ты все еще хочешь учиться, чтобы передать знание другим? – вопросом прозвучал ответ.- Я осознал, что должен учиться всему, чему могу научиться. Но я не должен делать этого ради какой-то цели, пока не узнаю ее ценности, – ответил дервиш.- Вот теперь ты можешь начать учиться, – сказал суфий. – Пока все твое внимание не было сосредоточено на птицах и зверях, ум был не в состоянии решить проблему понимания. Внимание нуждается в объекте, как стрела в мишени. Но если стрела постоянно торчит в мишени или все мишени поражены стрелами, если все лучники стреляют одновременно или люди думают, что необходимо стрелять, тогда как есть что-то еще, чем можно заняться, – начинается прямой путь к бессознательности.Не правда ли, аналогия напрашивается сама собой? Хочешь передавать знания другим – учись. Хочешь учиться – найди цель. Нашел цель – познай ее ценность. Познал ценность – умей выбрать объект, распределить роли, определить порядок действий. Если опустить всего лишь одно звено цепочки, она с большой долей вероятности разорвется. А если поменяется, например… цель? Если поменять самое первое звено? Надо полагать, придется учиться заново.Сегодня многие столичные педагоги могут почувствовать (если уже не чувствуют) себя первогодками. Почему? Да просто потому, что, каким бы успешным, современным, просвещенным ты ни был, приходится перестраиваться и меняться, учитывая те требования, которые предъявляет время. Ощущения растерянности, нерешительности, опасение за будущее и при этом готовность проявить себя с лучшей стороны роднят и опытных, и начинающих. К слову, среди начинающих не так уж много тех, кто, придя на работу в статусе педагога, действительно делает первый шаг. Гораздо больше молодых специалистов, уже во время обучения осознавших, насколько важным для работодателя окажется опыт работы при приеме сотрудника на работу. Это подтвердили участники ежегодного праздника начинающих педагогов ЦАО «Первые шаги». Большинство молодых специалистов, собравшихся в школе №1253, отметили: работать в школу они пришли, имея за плечами педагогическую историю. Этим же могли похвастаться и приглашенные на праздник студенты-старшекурсники, которые, как правило, стараются найти наиболее комфортное для себя образовательное учреждение еще в годы обучения.Несмотря на то что специалисты первого послевузовского года работы становятся все реже начинающими, праздник «Первые шаги» не теряет своей актуальности. Его основная задача – знакомство молодых педагогов с особенностями столичной и окружной систем образования. Неудивительно, что ключевыми на «Первых шагах» традиционно становятся выступления начальника Центрального окружного управления образования Веры Лопатиной, директора окружного методического центра Марианны Лебедевой, председателя Территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки ЦАО Аллы Иванниковой, а также председателя Совета молодых педагогов ЦАО. С начала нового учебного года полномочия председателя СМП ЦАО получил учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе школы №232, лауреат и победитель профессиональных конкурсов молодых педагогов Алексей Филиппов. Благодаря его выступлению участники «Первых шагов» получили возможность узнать не только о том, какие цели и задачи ставит совет, какие возможности он открывает перед молодыми педагогами, но и о перспективах развития этой общественной организации.О том, что уже сейчас начинающие специалисты могут влиться в работу Совета молодых педагогов ЦАО, на «Первых шагах» говорили неоднократно. В течение года совет проводит несколько конференций, на которых представляет опыт молодых педагогов и предлагает участникам выступить с собственными инициативами. На этот раз начинающим специалистам удалось ознакомиться с тремя проектами Совета молодых педагогов ЦАО. Связанные с различными направлениями деятельности СМП, представленные не только учителями, но и студентами, эти проекты еще раз доказали, что реализовать себя может каждый, были бы желание и настроение.Первый проект «С улыбкой на зарядку!» стал продолжением работы начинающих специалистов ЦАО на летнем выездном семинаре под Анапой, где наряду с предусмотренными программой вопросами молодым педагогам удавалось решить и ряд вопросов, связанных с развитием окружного совета. Оказалось, что идея проекта «С улыбкой на зарядку!» лежит на поверхности. Не так давно во всех образовательных учреждениях Москвы была введена утренняя зарядка, однако единицы могут похвастаться следованием этому предписанию. Сохранить и преобразовать в лучшую сторону добрые начинания удалось там, где смогли найти нестандартный подход к проведению обязательных разминок, там, где это стало доброй традицией. Понимая всю актуальность вопроса, год назад Совет молодых педагогов ЦАО выступил с инициативой разработки видеокурса по проведению утренних зарядок и динамических пауз. Идея была поддержана не только активистами совета, но и участниками окружной конференции начинающих специалистов, на которой проект был представлен.Развитие здоровьесберегающих технологий и их внедрение в жизнь школы далеко не единственное направление работы совета, о чем во время «Первых шагов» рассказал участникам праздника А.Филиппов. Многих молодых педагогов независимо от их специализации объединяет интерес к добровольческой деятельности. Начало нового года, объявленного Годом спорта и здорового образа жизни, дало импульс для объединения двух направлений. Так родился проект «ВИЖУ (Вместе играем, живем, учимся)», который может быть интересен всем возрастам без исключения. Название проекта выбрано не случайно. Оно отражает представление авторов об основных этапах вовлечения детей с особыми образовательными потребностями в учебную деятельность через раскрытие собственного потенциала. Целью проекта «ВИЖУ» стала социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-мигрантов путем их приобщения к таким интересным и порой неизвестным играм.Специфика проектов, представленных на «Первых шагах», заключается в том, что к их реализации могут подключаться и школьники, и студенты, и педагоги с большим опытом работы. Например, о роли студентов в осуществлении образовательных инициатив можно было судить по презентации проекта «Знаешь сам – научи другого!».Не секрет, что подготовка квалифицированных кадров для системы образования обусловлена плотным взаимодействием школы с вузом и вуза с образовательными учреждениями. Понимая это, сегодняшние студенты вузов и колледжей – будущие педагоги, которым небезразличны происходящие изменения, подключаются к проекту СМП ЦАО. Главная цель участников -помощь школьникам, нуждающимся в повышенном внимании. Проводя на безвозмездной основе дополнительные занятия с ребятами, студенты тем самым выполняют еще несколько важных задач: знакомятся с образовательной системой учреждения, получают возможность заявить о себе как о перспективном учителе и осознанно определиться с местом работы.В марте этого года проект только стартовал, а потенциал его уже очевиден. В дальнейшем участники планируют создать базу студентов, готовых получить подобную практику, через Совет молодых педагогов ЦАО предоставить эти сведения образовательным учреждениям округа.К слову, девиз «Знаешь сам – научи другого!» стал определяющим для всего праздника начинающих специалистов. Конечно, лучше чужих слов собственный опыт, но и пример начинающих коллег может оказаться весьма и весьма привлекательным. Именно он нередко становится отправной точкой развития молодого педагогического сообщества, единого пространства взаимодействия большой школьной семьи.Идея гармонии на «Первых шагах» подчеркивалась далеко не один раз. Сравнив систему образования с музыкальным оркестром, где играют струнные, духовые и ударные инструменты, где звучит первая скрипка и все следуют воле дирижера, ведущие праздника отметили, что шедевром музыкальное произведение может стать лишь при условии гармоничного сочетания всех звучаний. Поэтому в оркестре так важен голос каждого.Сделать нотный стан осмысленным, овладеть музыкальной грамотой начинающим педагогам помогают, как несложно догадаться, не только руководители системы образования, но и молодые коллеги, лишь недавно приступившие к работе. Найти нужную тональность, не запутаться в череде вариаций и выбрать будущую специальность школьникам, студентам дают возможность сначала учителя, а затем преподаватели вузов и колледжей. Дополняют же оркестровую палитру, создавая условия для того, чтобы молодые голоса звучали в унисон, представители профессиональных объединений и общественных организаций-партнеров. Не случайно каждый год во время «Первых шагов» начинающие специалисты знакомятся с работой Совета директоров образовательных учреждений Центрального округа и Молодежного ученического совета ЦАО. Именно такое тесное взаимодействие, сотрудничество, заинтересованность друг в друге позволяют впоследствии говорить о грамотной работе системы в целом.Как напутствие молодым педагогам можно привести слова Льва Толстого: «В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний». Пусть будет больше первых шагов! Пусть будет меньше лишних! Но первый шаг необходимо сделать. И это относится не только к начинающим педагогам…Мария СКОВОРОДКИНА, учитель русского языка и литературы
Комментарии