Одно из условий успешной подготовки выпускника – создание современного методического и дидактического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей исключительно с системных позиций, когда относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, в развитии и движении.
Системный подход требует единства педагогической теории и практики, последовательности, конкретности, учета всесторонних связей и развития, он позволит: учебному заведению обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалиста; преподавателю применять более эффективные, оптимальные методы и приемы обучения, а также осваивать новые образовательные технологии; студентам стать субъектами своего профессионального образования и успешно выполнять учебную деятельность.Целесообразно реализовать системный подход к разработке методического и дидактического обеспечения через создание УМК или КУМО. Термин КУМО (комплексное учебно-методическое обеспечение) используется в двух смыслах: процесса и результата. КУМО как процесс – планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой, а как результат (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом – УМК) – совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий), представляющих проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле КУМО – дидактическое средство управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.УМК в той или иной форме должен содержать информацию о подготовке по специальности, дисциплине или модуле, обоснование уровня усвоения; дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения; предоставлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность.С какой трудностью мы столкнемся? Если программы учебных дисциплин ОГСЭ, ЕН, ОД будут реализованы одним преподавателем (как это было и раньше), то программы профессиональных модулей – это уже совокупность междисциплинарных курсов, направленных на формирование ОК и ПК, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Методическое и дидактическое обеспечение в этом случае создает команда преподавателей-единомышленников, оно должно представлять собой не лоскутные, отдельно взятые материалы, реализующие узкую задачу, а целостный методический комплекс, все компоненты которого решают общую задачу подготовки квалифицированного специалиста.Комплексное методическое и дидактическое обеспечение создает наилучшие условия для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов; активизации деятельности как обучаемого, так и обучающего; для реализации единства требований к студентам.ФГОС СПО регламентировали перечень общих и профессиональных компетенций, которые изложены в понятиях «иметь практический опыт», «уметь», «знать». В педагогической практике традиционно сложились и применяются разные виды контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый. Значит, для каждого вида контроля необходимо создавать пакет контрольно-измерительных материалов (тесты и тестовые задания, контрольные вопросы и работы, кроссворды, практические задания контрольного характера, использование компьютерных контролирующих программ).Разрабатывая методические материалы по контролю качества обучения студентов, следует обратить внимание на:- разнообразие форм и методов контроля;- вариативность контрольных заданий как для аудиторных заданий, так и для выполнения домашних работ (в том числе с учетом уровня подготовленности студентов), варианты для заочного обучения;- формы и методы контроля должны быть направлены на выявление уровня сформированности ОК и ПК;- наличие критериев оценки.Таким образом, качественная разработка и постоянное совершенствование методического и дидактического обеспечения – важнейший и необходимый компонент реализации основной образовательной профессиональной образовательной программы. Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором материалов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса.Елена ШАХОВА, заместитель директора по НМР педагогического колледжа №4
Комментарии