Дисциплина «Русский язык и культура речи», которую я веду для студентов 3-го курса, решает много задач. Общая культура человека немыслима без культуры речевой. В речи прежде всего проявляется личность. Интеллект, чувства, интересы человека всегда отражаются в том, что и как он говорит. Быстрая или медленная, отрывистая или плавная, многословная или лаконичная, безошибочная или безграмотная речь представляет собой раскрытие личности. Культура речи – это неотъемлемая черта личности, показатель общечеловеческой культуры. Совершенствуя свою речь, человек совершенствует самого себя. Поэтому курс, разработанный мной, предполагает не только изучение речевого этикета, но и исследовательскую, поисковую работу учащихся. Итогом ее становятся презентации и защиты проектов по темам, посвященным языку и культуре. Оказывается, есть множество вопросов в речи, которые волнуют детей. Например, один из проектов называется «Ты» и «вы» в общении». Где именно проходит граница между «ты» и «вы»? Автор проекта пошел дальше. «Если мы хотим достигать своих речевых целей, никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль». Не бойтесь брать ответственность на себя, это не зазорно».
Автор другого труда задумался над тем, что такое вежливость. Выяснил, что вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Слово это происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым – значит знать, как себя вести, а не только, как правильно говорить. А вот правильно говорить – это значит не только верно произносить нужные слова, но и уметь «выказывать уважение к интересам каждого человека». Вдумайтесь: слово «я» является одним из наиболее часто употребляемых. «Станьте чуткими к чужому!» – призывают дети, которые в скором будущем сами будут учить детей. Такая культура поведения, взращенная уроками русского языка, наверняка сослужит им хорошую службу не только в жизни, но и в профессиональной деятельности. Светлана НЕКРАСОВА, преподаватель лингвистических дисциплин Татарского педагогического училища, Татарск, Новосибирская область
Комментарии