Учителю необходимо владеть актерским мастерством
Еще в 1963 году методологи отмечали, что опыт К.Станиславского нужен и психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций, и педагогам. Другими словами, настоящему учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, если хотите, заинтриговать своих учеников. Чтобы любой даже самый скучный учебный материал оказался для ребят занятным, полным тайн и загадок. Именно так делает учитель физики, победитель московского конкурса “Учитель года – 98” Сергей Кириллов, открывший в своей школе “Театр занимательной физики”.
Другая сторона этой медали – общение, для которого навыки актерского мастерства просто необходимы. Умение слушать и слышать “партнера”, распределять внимание (когда в классе 40 человек, это очень важно!), быстро находить нестандартные решения… Я уже не говорю о правильной, четкой дикции и хорошо поставленном голосе. Всему этому можно научиться либо в педагогических вузах, где есть такой курс, либо самостоятельно по книжкам. Было бы желание. Кстати, о вузах. Несколько лет назад обсуждался вопрос о введении элементов актерского мастерства в педагогическом университете. Но эта замечательная идея так и не нашла полноценного воплощения.
Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания. Величайший мудрец древности Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в учениках духовной самостоятельности. Он считал себя человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине. С помощью искусно наводящих вопросов он помогал им самим находить эту истину. Сейчас бы мы назвали такой метод “научно-изыскательским”. Сократ умел извлекать знания, скрытые в самом человеке; убеждал учеников внимательнее всматриваться в собственный внутренний мир, указывал им на лучшее в них самих. Сократовский метод воспитания – искусство выхаживания собственного самостоятельного творчества – лежит в основе работы Станиславского и Немировича-Данченко, которые понимали режиссуру в первую очередь как педагогику.
Театрализация – один из самых популярных методов работы не только словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным. Но сама сущность театрального искусства так велика и разнолика, что не умещается в рамках урока. В последнее время в любой уважающей себя школе есть детская театральная студия. Театр как искусство коллективное и синтетическое обладает огромным воспитательным потенциалом. Занятия в школьном театре позволяют ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные ранее способности, раскрыться по-новому, снять многие комплексы и “зажимы”, почувствовать себя увереннее. Сцена обладает уникальной особенностью: здесь ты можешь быть самим собой, можешь высказать свою боль и обиду, мысли и переживания, причем не от своего имени (это страшно!), а от имени героя. Школьный театр становится центром общения и эстетического воспитания. Причем это общение предполагает иные взаимоотношения, чем в школе или дома. Здесь никто никого не принуждает, каждому найдется дело по душе, и результат зависит от работы каждого человека. На подростка так же, как и на взрослого, ложится огромная ответственность. И спрос будет очень строгий, без поблажек на возраст.
Школьный театр – явление непростое, требующее от руководителя не только желания работать, но и профессиональных (актерских и режиссерских) умений. Круг замкнулся. Именно этих умений подчас и не хватает. Школьным театром занимаются энтузиасты. И, к сожалению, в самой школе к театру частенько относятся как к ненужной затее, не только не помогая ему, но всячески стараясь от него избавиться. Это относится и к творческим объединениям детей по месту жительства, которые потихоньку вымирают.
Был когда-то в Москве ДЭЗ #9, а в нем – детская театральная студия “Бригантина”. Руководила ею Жанна Васильевна МИХАЙЛОВА. Актриса, ушедшая из театра и посвятившая себя детям. Это был настоящий дом, причем не только для ребят, но и для их родителей. Она здесь жила, устраивала праздники, поддерживала годами сформированные традиции. Мамы пекли пироги, шили костюмы, любовались своими чадами на репетициях и спектаклях. Согласитесь, таких мест, куда и дети, и их родители могли бы прийти в любой момент, очень немного. В окнах студии всегда горел свет, и всегда стоял наготове чайник. Между прочим, именно за это больше всего ругали Жанну Васильевну. “Ну какой это театр? Чай здесь пьют с утра до вечера! – говорил начальник ДЭЗа. – Развела какой-то детский сад!” Дети же в этом так называемом детском саду учились, к примеру, правильно говорить. И вот уже пятилетний “клоп”, который раньше заикался, читает огромный отрывок из Пушкина с почти качаловскими интонациями… Кто-то скажет: “Подумаешь, труд какой, поставить чайничек, с ребятами посидеть поговорить”. А вот попробуйте делать это изо дня в день на протяжении 20 лет.
Два года назад Жанна Васильевна умерла. В студии так и остались лежать ее семейные альбомы и обручальное кольцо. Остались традиции, которые изо всех сил пытается поддерживать ее ученица Татьяна КЛИМОВА. Профессиональный психолог, она взяла студию, чтобы сохранить ее. И снова горит в окнах свет, снова спешат сюда ребята, снова идут репетиции и спектакли. Т.Климова привлекла к работе со своими ребятами молодежную экспериментальную лабораторию метода “ТОТ”, ставшую своеобразным молодежным отделением “Бригантины”. Ребята с удовольствием занимаются со своими младшими коллегами, устраивают театрализованные праздники для всего района. Один только минус – прибыли эта студия никому не приносит. В этом же здании, через стенку, находится ресторанчик. Его хозяевам очень хотелось расширить свое помещение. Как вы думаете, за счет кого? И пошла Татьяна Анатольевна по инстанциям, доказывала, просила, убеждала. К счастью, ее поняли и помогли. Ресторан все-таки отхватил кусочек детского помещения. Но за это в студии поменяли треснувшие окна, заделали щели, купили стулья и занавес, сделали новое освещение. За всем следил сам супрефект МО “Зюзино” Ю.М.ЩЕРБАКОВ. Благодаря его вмешательству и помощи заместителя по социальным вопросам Г.П.МАРТЫНОВОЙ ситуация нормализовалась.
Сейчас студия закреплена за культурно-досуговым центром “Ратмир”. Но в наше время использовать помещение для посиделок и общения – непозволительная роскошь. Пока “Бригантина” находится под защитой муниципалитета. Но если люди, поддерживающие студию, уйдут, вопрос о ее существовании снова поднимется.
Ирина ГРИГОРЬЕВА
Комментарии