Урок МХК в 11-м классе физико-математического профиля
Тема: Русский драматический театр первой половины XX века. Режиссерское искусство: К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров.
Тип урока: интегрированный урок (МХК, литература) изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цели и задачи:
– дать представление об особенностях развития театра в России начала XX века, познакомить с основными представителями театрального искусства этого времени;
– углубить знания учеников о театре как виде искусства;
– продолжить работу по развитию навыков восприятия произведений искусства, их анализа и интерпретации;
– развивать коммуникативные умения в процессе диалогового общения;
– воспитывать эстетический вкус.
Средства создания коммуникативной среды: фотографии деятелей русского театра начала ХХ века: К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, В.Э.Мейерхольда, А.Я.Таирова; фотографии и видеофрагменты пьес вышеназванных режиссеров; экран, видеопроектор.
Ход урока
Учитель: Давайте вспомним, чем театр отличается от известных вам видов искусства.
Ученики отвечают.
Учитель: Эти особенности характерны для театра как вида искусства в любой период его истории. С момента своего рождения в Древней Греции театр постоянно развивался, изменялся. К началу ХХ века русский театр уже имел свои традиции. Что же нового внес в развитие русского драматического искусства ХХ век?
Сегодня нам с вами предстоит узнать, как отразились социальные перемены на театральной жизни России. Начнем мы с чтения двух отрывков, рассказывающих о двух премьерах одного и того же спектакля.
«Кто-то, огорченный тем, что не видит комедии (а имя актрисы, заявленное в программке, явно обещало это), громко произнес: «О-oх». По партеру прокатился легкий смешок. «Ну и канитель!» – поддержал его другой. И пошло. Отдельные зрители, готовые все превратить в балаган, начинают выхватывать из произносимого на сцене текста фразы, чтобы высмеять их. Зрители выключаются из спектакля и уже не следят больше за действием. В зале раздается гомерический хохот. Кто-то пытается протестовать, но уже безуспешно. Участники спектакля ошеломлены».
«Тишина и внимание публики поразили самих актеров. На предыдущей премьере зрители хохотали, теперь же – замирали от тех же реплик. И когда кто-то из опоздавших спросил у своего знакомого, сидящего в зале: «Ну, как?», он услышал в ответ: «Замечательно». Успех был несомненный».
Учитель: Может, вы уже догадались, о какой пьесе идет речь?
Ученики: Это пьеса Антона Павловича Чехова «Чайка».
Учитель. Правильно. Постановка «Чайки» в Санкт-Петербурге провалилась, а вторая – в Москве – имела небывалый успех. Давайте задумаемся: почему?
Ученики выдвигают свои версии, среди которых называют и разный режиссерский подход.
Учитель. А что делает режиссер? Так ли важна его личность при постановке спектакля?
Идет обсуждение. Ребята приходят к выводу, что режиссер – это человек, который не просто ставит пьесу, говоря актерам, как надо играть свои роли, но и предлагает зрителю свое видение пьесы.
Учитель: По вашему мнению, какой из вариантов постановки «Чайки» был именно режиссерским спектаклем?
Ученики. Наверное, второй. Успех этой постановки стал возможен благодаря мастерству режиссера.
Учитель. И этим режиссером был Константин Сергеевич Станиславский. (На экране – фото Станиславского и Немировича-Данченко). Именно он вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко и утвердил новые, прогрессивные для своего времени, принципы режиссерского театра, воплотив эти идеи в работе Московского Художественного театра. Константин Сергеевич Станиславский разработал методологию актерского мастерства или, лучше сказать, актерского творчества, которая и получила название «Система Станиславского». Я предлагаю вам самим вывести основные принципы этой системы. Вы думаете, это сложно? Нет, ведь поможет вам сам Константин Сергеевич, а точнее, его высказывания.
На экране появляются высказывания К.С. Станиславского.
Учитель: Представьте себя режиссером, работающим по системе Станиславского. Выберите отрицательный персонаж из известной вам пьесы и попытайтесь найти положительные качества в этом герое.
Ребята исследуют образы из классических пьес.
Учитель: А как вы думаете, что еще нужно было сделать режиссеру на сцене, чтобы спектакль стал сценой из жизни?
Ученики: Подобрать нужные декорации! Костюмы!
Учитель: Но какими должны быть эти декорации и сценические костюмы?
Идет краткое обсуждение особенностей декораций и костюмов, которые смогут «показать жизнь на сцене». Школьники приходят к выводу о том, что декорации должны быть не плоскими, а объемными, многомерными, как в реальной жизни, а костюмы лишены условностей.
Учитель: Вы выбрали путь, по которому и пошел Станиславский. Он показал своему зрителю совершенно новый стиль, он показал на сцене не театр, а жизнь. С каким направлением в искусстве – в литературе, в живописи, в музыке – можно сравнить стиль Станиславского?
Ученики: Наверное, с реализмом. В нем отображаются реалии жизни и показан типичный герой в типичных обстоятельствах.
Учитель: Я думаю, вы правы. А теперь хочу предложить вам некую пропорцию… Нет, я не оговорился, использовав на уроке искусства сугубо научный термин. Вот она:
Жорж Бизе В.Суриков К. Станиславский
__________ _________ ______________
Густав Малер Казимир Малевич ?
Можете ли вы определить, какой принцип заложен в этом на первый взгляд странном подборе имен?
Ученики: Ж.Бизе, В.Суриков – представители реалистического направления в музыке, живописи. Густав Малер, Казимир Малевич – представители модернистских направлений.
Учитель: Театр – это тоже вид искусства, и значит, вместе с реалистичным направлением в русском театре рано или поздно должно было появиться и модернистское течение. Одним из представителей этого направления в России становится Всеволод Эмильевич Мейерхольд. (На экране – фото В.Э.Мейерхольда). Но прежде чем выяснить, что же нового внес в развитие театра Мейерхольд, давайте задумаемся над таким вопросом. Что вы хотели бы увидеть в театре, чего не смогли найти в таких спектаклях Станиславского, как «Чайка», «Вишневый сад», «На дне»?
Ученики: На сцене иногда хочется увидеть что-то такое, чего не бывает в жизни, что-то необычное, с элементами сказки, яркое и праздничное.
Учитель: Может быть, именно этого и не было в театре Станиславского? Именно яркость и необычность привнес в театр Мейерхольд. С 1898 по 1902 год он работал в МХТ. А в 1906-1907 годах был главным режиссером театра Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. В своей театральной деятельности он развивал символическую концепцию «условного театра». Условный театр… Как вы думаете, в чем она – эта условность?
– В декорациях постановки, костюмах актеров.
– В приемах отображения исторической эпохи.
– В особенности изображения чувств.
– В аллегоричности изображаемого.
Учитель: Речь прежде всего идет не об отрыве от реальности жизни, а о форме, которую использует автор для передачи своего видения пьесы, – яркой, условной, эксцентричной. А какие художественные приемы помогают художникам, писателям, музыкантам придать произведению яркость, необычность, иносказательность?
Ученики: Гротеск, гипербола, аллегория.
Учитель: Могут ли они быть использованы в театре?
Ученики. Конечно, ведь театр – это тоже искусство.
Учитель: В этом и заключался новаторский дух работы Мейерхольда. Режиссер стремился, используя гротеск, символику, аллегорию, подарить своим зрителям праздник, феерию жизни. И поэтому одним из любимых писателей Мейерхольда был… Впрочем, давайте сами догадаемся, кто мог быть этим писателем.
Ученики называют Владимира Маяковского.
Учитель: Вы не ошиблись. В 1918 и 1921 годах Мейерхольд поставил «Мистерию-буфф» В.Маяковского, а в 1929-м пьесу «Клоп». Но это не значит, что режиссер уходил от классики. На сцене его театра ставили «Дон Жуана» Мольера, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, «Лес» А.Н.Островского, «Горе уму» по пьесе А.С.Грибоедова. И великий «Ревизор» Гоголя тоже был поставлен на сцене Театра Мейерхольда.
Я предлагаю вам посмотреть отрывок из этой постановки и ответить на вопрос: какие тенденции театра Мейерхольда нашли в ней свое отражение?
Просмотр отрывка из комедии «Ревизор», обсуждение поставленного вопроса. Учитель обращает внимание ребят на особенности движения и пластики актеров, обзорно комментирует теорию «биомеханики», разработанную Мейерхольдом.
Учитель: Третий представитель театрального мира России начала ХХ века, с которым мы сегодня познакомимся, это Таиров Александр Яковлевич – режиссер, народный артист России, один из реформаторов сцены (на экране – фото А.Я.Таирова).
Учитель рассказывает о творчестве Таирова, приводит критику в его адрес театральных деятелей его времени.
Учитель. Что же нового можно было внести в искусство театра, когда над ним уже «потрудились» Станиславский и Мейерхольд?
Учитель перечисляет основные положения теории театра Таирова, на экране появляются сопутствующие вопросы. Ученики выбирают по своему усмотрению любое из положений (или сразу несколько) и выдвигают свои версии:
– Проповедуя принципы синтетического театра, Таиров пытался объединить на сцене слово, песню, танец, пантомиму, цирк – с какой целью?
– Пропагандировал развитие двух противоположных жанров – комедии и трагедии – зачем?
– Проводил эксперименты с пространством сцены, заменяя плоскую сцену объемной, – для чего?
– При создании костюмов отказывался от исторической достоверности, считая, что главное в костюмах – это… – что?
Вариант задания – класс делится на группы, каждой группе на обсуждение дается один из поставленных вопросов.
После обсуждения ответов учитель говорит об истинных мотивах, руководивших Таировым.
Учитель: Теперь давайте обратим внимание на три фотографии. Они сделаны во время показа спектаклей в театрах Станиславского, Мейерхольда и Таирова. Думаю, ваши знания и умение логически мыслить помогут вам определить, в каком театре эти спектакли были поставлены.
На фотографиях сцены из спектакля В.Мейерхольда «Великодушный рогоносец», трагедии «Федра» в постановке А.Таирова и поставленной К.С. Станиславским пьесы «На дне».
Подведение итогов и домашнее задание
Учитель: Найти ответы на многие поставленные вопросы вам помогли ваши чувства и ваш разум, умение логически мыслить. И я очень надеюсь, что выполнить домашнее задание вам поможет еще и фантазия. Представьте себе, что вы попали в Москву первой половины ХХ века. У вас всего один вечер и одна возможность сходить в театр. Какой из театров вы выберете – Станиславского, Мейерхольда, Таирова? Почему? Расскажите об этом на следующем уроке. Удачи!
Сергей МАРИНЧЕНКО, учитель русского языка, литературы и МХК гимназии №5, Волгодонск,
Ростовская область
Материал опубликован с небольшими сокращениями.
Гротеск, гипербола, аллегория.
Комментарии