МГТУ – головная организация в Межотраслевой программе сотрудничества Минобразования и науки и Минобороны России. Бауманский университет готов предложить военным коллегам свой опыт. Здесь разработали и реализуют концепцию университетского политехнического образования, за которую коллектив под руководством ректора Игоря Федорова в 1998 году удостоен премии Президента России. На заседании ученого совета МГТУ В.В.Путин заявил, что важнейшим элементом экономического роста является уровень подготовки кадров, и подчеркнул: уровень обучения, который достигнут в ведущих российских вузах, – главное наше достояние, и мы должны его сохранить. На это нацелен весь арсенал МГТУ – от упомянутой концепции до системы довузовской подготовки.
МГТУ связан многолетним сотрудничеством с главкоматами видов Вооруженных Сил, военными академиями и учреждениями. Бауманский университет дал стране сотни выдающихся создателей техники и вооружений, свыше 160 тысяч инженеров, большая часть которых – специалисты «оборонки», немало кадровых офицеров и генералов.
Было время, когда МГТУ успешно готовил офицеров. В его стенах родились Военно-воздушная академия им. Н.Е.Жуковского, Московская военная академия связи, Военная академия химической защиты, десятки оборонных институтов и факультетов. Ныне вуз тесно сотрудничает с Общевойсковой академией Вооруженных Сил РФ, активно помогает ей в организации учебного процесса.
Федеральная программа реформирования системы военного образования предусматривает эксперимент по подготовке на базе гражданских вузов из студентов офицеров для службы по контракту. В МГТУ готовы взяться за эту работу. Да и офицерская квалификация крайне нужна выпускникам Бауманского университета – специалистам оборонно-промышленного комплекса, чтобы со знанием дела создавать вооружения и технику для самых высокотехнологичных войск – космических, ракетных, ПВО.
О том, что может предложить МГТУ им. Баумана солдатам, мечтающим о высшем образовании, наш разговор с его ректором, членом-корреспондентом РАН, заслуженным деятелем науки и техники РФ, доктором технических наук, профессором Игорем ФЕДОРОВЫМ.
– Игорь Борисович, право на высшее образование за государственный счет должно стать эффективным рычагом привлечения молодежи в армию, реализации Федеральной программы частичного перехода Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования. Как вам видится эта проблема?
– Она непроста. Льготы есть у ряда категорий военнослужащих. Но очень мало ребят после армии идет в вузы. В нынешнем году с рекомендацией командира воинской части к нам пришел лишь один из 18 тысяч абитуриентов. Значит, дело не только в льготе. Главная преграда на пути большинства вчерашних солдат в вуз – нехватка знаний.
Вскоре Госдума приступит к рассмотрению законопроекта о сокращении отсрочек от призыва. Если с 2008 года при уменьшении продолжительности срочной службы каждый юноша будет обязан сначала отслужить в армии и лишь затем получит право поступать в вуз, это резко увеличит масштаб проблемы.
Вспомните, как недавно перед выборами в Госдуму общество взбудоражила скандальная кампания вокруг законопроекта о начальной военной подготовке в школах. Ликвидация отсрочек от призыва – тема более болезненная, вокруг которой уже начинаются спекуляции. Если в 2007-2008 гг. на думских и президентских выборах ее превратят в «козырную карту» политической борьбы, нацеленную на подрыв доверия к власти, государству, это может нанести серьезный ущерб стабильности и единству общества.
Нужны решения, которые устранят почву для политических «шоу ужасов». Может быть, – общественная экспертиза, чтобы спрогнозировать: не приведет ли ликвидация отсрочки для учебы к резкому снижению числа юношей-студентов, а затем – к уменьшению и феминизации профессионального, кадрового потенциала страны? Как это отразится на образовании, науке, экономике России?
Если без ликвидации отсрочки для учебы не обеспечить оборону, значит, нужны меры, которые предотвратят ущерб другим общенациональным задачам, позволят юношам в армии не растерять знания и затем обеспечить им доступ в вузы.
Желающих служить станет значительно больше, если дать молодежи гарантии, что в армии будут возможности для подготовки в вузы.
– Но предназначение армии – воевать и учиться воевать, а не готовить в студенты.
– Согласен. Это дело не армии, а гражданских вузов. Они могут создать такой механизм. Но смогут ли солдаты пользоваться им? Это зависит от командования.
Вузам есть смысл браться за дело, если армия активно поддержит это начинание для привлечения молодежи в свои ряды, убедит будущих контрактников и призывников, что в армии они смогут в личное, свободное время готовиться к вступительным экзаменам. А после службы рекомендация командира части обеспечит им поступление в вузы на льготных условиях. Вот тогда образовательная льгота станет эффективным стимулом к службе.
– По этому поводу Президент России, общаясь с военными моряками-тихоокеанцами, сказал, что льготу на поступление отслуживших в вузы надо сделать более обеспеченной, более реализуемой. И обещал на эту тему подумать, посоветоваться в правительстве, как сделать ее более эффективным инструментом привлекательности службы. Как, на ваш взгляд, решать эту проблему?
– Так, как требует глава государства: сформировать конкретные механизмы, систему эффективных мер. Одна из них указана в послании Президента России Федеральному Собранию. Это воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах. В прежние времена именно они превращали солдат в студентов. Для этого нужны соответствующие решения и бюджетное финансирование.
Надо также сделать доступной для солдат и сержантов систему довузовской подготовки высших учебных заведений, адаптировать существующие заочные, очно-заочные формы и создать новые.
МГТУ много лет развивает широкую сеть таких образовательных структур. В ней более 200 профильных школ, лицеев, гимназий, общероссийские молодежные программы «Шаг в будущее», «Космонавтика», подготовительные курсы, олимпиады, выставки, конкурсы. Мы ведем эту работу не только в столице, но и во многих регионах России.
Наш университет работает со школами ряда военных городков, а также на космодромах Байконур и Плесецк (в Мирном), проводит выездные тестирования.
В последние годы прорабатываем возможности нашей сети довузовской подготовки для солдат и сержантов. Уже есть конкретные решения. МГТУ заключил договор о сотрудничестве с научно-исследовательским испытательным институтом Железнодорожных войск РФ. Наряду с научным взаимодействием совместная работа связана с развитием системы довузовской подготовки – открытием при нашем университете интерната для одаренных детей. Договор также предусматривает организацию помощи воинам срочной и контрактной службы, детям военнослужащих из гарнизонов в подготовке к поступлению в вуз. Эта мера призвана открыть им путь к высшему образованию, способствовать росту привлекательности военной службы, профессионализации Вооруженных Сил, доступности образования для защитников России.
По просьбе командования Московского военного округа об организации довузовской подготовки в гарнизонах МВО мы сформировали рабочую группу. Она пришла к выводу, что наиболее перспективно создание для них заочных подготовительных курсов. Эта форма учебы может быть использована и в гарнизонах других округов и флотов, во всех регионах России, в том числе и для бойцов, которые получили ранения и увечья, защищая Родину.
Идею поддержали «Учительская газета» и приложение к ней «Военное образование», готовые взяться за информационное обеспечение дела.
– Не каждый отважится поступать в Бауманский университет. Могут ли возглавляемые вами Ассоциация технических университетов России, советы ректоров вузов Центрального федерального округа, Москвы и Московской области расширить «географию» вузов для поступления после таких курсов?
– Знания, которые дает система довузовской подготовки нашего университета, позволяют поступать не только в МГТУ, но и в другие технические вузы. Если эти возможности вызовут интерес в Вооруженных Силах, других силовых структурах, можно объединить усилия разных вузов и создать для солдат, сержантов и детей военнослужащих межвузовские заочные курсы. Это расширит выбор. Тестирование позволит заранее проверять знания. Причем его оценки во многих вузах по желанию слушателя могут быть зачтены как результаты вступительных экзаменов.
Словом, у нас есть опыт и структуры довузовской подготовки, возможности их развития на пользу армии, военнослужащих. Главный вопрос в том, чтобы Вооруженные Силы прошли свою часть пути, сформировали условия для использования наших возможностей в воинских коллективах.
– Какова роль МГТУ в решении затронутых в нашей беседе проблем?
– Она определяется статусом нашего университета как головной организации в Межотраслевой программе сотрудничества Минобразования и Минобороны России. Мы предлагаем обсудить их за «круглым столом» МГТУ, «Учительской газеты» и приложения к ней «Военное образование», пригласив к дискуссии представителей военного и образовательного министерств, «оборонки», вузов, общественности.
Думаю, для активизации взаимодействия есть смысл создать общественный совет с участием всех заинтересованных сторон. Помимо прочего, он мог бы стать органом общественной экспертизы и поддержки изменений, происходящих на стыке образовательной и военной сфер. И связанных с отсрочками от призыва, и проблем активизации содействия реформе военного образования, подготовки кадров для Вооруженных Сил, оборонно-промышленного комплекса, и других.
Пусть эта публикация станет приглашением к разговору за нашим «круглым столом».
Виталий Денисов, Сергей Манюков
Комментарии