Заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член Академии военных наук, доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке Василий РЕЗНИЧЕНКО, включившись в дискуссию, начатую интервью ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Игоря Федорова «Станет ли солдат студентом?», высказывает мнение, что солдатская служба и студенческая учеба несовместимы. Предлагаем вашему вниманию его точку зрения.
Ректор Татарского республиканского отделения Международной педагогической академии профессор Игорь Никитин, разделяя основные тезисы интервью Игоря Федорова, не согласен с его утверждением, что главная причина нежелания ребят после армии идти в вузы (один уволенный в запас на 18000 абитуриентов) – недостаток у них знаний. Отмечу: почему-то 2-3 десятилетия назад знаний для льготного поступления отслуживших солдат в вузы было достаточно.
Между тем Никитин продолжает: проблема – во временном несоответствие данной льготы – льгота должна работать с момента призыва молодого человека в Вооруженные Силы, а не после увольнения в запас. Процитирую: «Физиология высшей нервной деятельности человека требует непрерывного образовательного процесса». Как будто в армии нет образовательного процесса! А как же без этого можно освоить сложную современную технику и вооружение, способы ее боевого применения, выработать морально-психологические и боевые качества?
«Даже полугодовой перерыв в образовательном процессе приводит в большинстве случаев… к потере естественного желания продолжать образование», – считает Никитин. В подтверждение своих предложений он приводит данные социологического опроса: 3 из 5 несостоявшихся студентов согласны идти на срочную службу в армию при условии(?!) немедленного зачисления в вуз на дистанционное отделение по очной форме за счет госбюджета по избранной специальности. Вот, оказывается, как понимают учителя и ученики конституционный долг! И ни слова об интересах Вооруженных Сил и защиты Родины!
Их не смущает, что в этом случае реальная армейская служба не превысит полгода, а нормальная военная подготовка будет загублена. Страна потеряет обученного солдата и не получит хорошо подготовленного специалиста. Ведь на первом году обучения в вузе закладываются основы знаний и методы их добывания, а если следовать рекомендациям авторов указанных выше предложений будет верхоглядство, погоня за бесплатным дипломом любым путем.
Странными и даже вредными кажутся и общие выводы: «Солдат и одновременно студент-первокурсник – это решение, которое удовлетворит все три заинтересованные стороны: государство в лице армии в части исполнения молодым россиянином своего конституционного долга по защите Отечества (это по меньшей мере грубейший самообман: при современной технике и вооружении практически за полгода, попутно с изучением программ по гражданской специальности невозможно подготовить военного профессионала, способного выполнить свой конституционный долг – Прим. авт.), самих молодых людей в части реализации права на образование (а кто лишает их этого права сейчас? Льгота на поступление в вуз у них есть, было бы желание. Армия всегда была хорошей школой подготовки к учебе и плодотворной творческой жизни на благо Родины. – Прим. авт.), родителей новобранцев в части адресной социальной помощи на образование из армейского бюджета (судя по всему, уважаемый академик понятия не имеет, до чего тощ армейский бюджет – Прим. авт.)».
Наконец, нельзя не обратить внимания на то, что в предлагаемом варианте призывник сам выбирает гражданскую специальность при поступлении в вуз, что делает невозможным готовить его как защитника Отечества по нужной военной специальности и необычайно усложнит укомплектование воинских частей и соединений, рассредоточенных по всем регионам России.
ОТ РЕДАКЦИИ. Военный профессионал и ученый увидел «подводные камни» предлагаемых нововведений. Как же не в ущерб, а на пользу обороне сделать образование эффективным рычагом привлечения молодежи в армию? Ждем ваших предложений, уважаемые читатели!
Комментарии