Министр образования Карелии Александр Селянин хорошо знает школу изнутри. Он был учителем, директором, а в 1999 году стал лауреатом конкурса «Учитель года России», за что был награжден Премией Президента РФ. В 2010 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Карелия».
Более десяти лет Александр Селянин проработал в лицее №1 города Костомукши, сначала учителем, потом руководителем. Школа начинается с директора, потому что именно под его влиянием создается школьная атмосфера – добрая, теплая или казенная, строгая. А в лицее обстановка была домашняя. Селянина назвали самым демократичным директором в Карелии. Он первым ввел ученическое самоуправление. Причем такое, когда дети ощущают себя полноправными участниками всего, что происходит в школе.Уроки обществоведения, которые вел Александр Александрович, были для лицеистов самыми любимыми. Детям давалась полная свобода. Они могли спорить и между собой, и с учителем и оставаться при своем мнении, что было весьма неожиданно на первых порах для его коллег. Ребята, как и учителя, запросто заходили в директорский кабинет. А директор мог общаться с учеником час и более, потому что каждый ребенок для него интересен. Именно такое отношение обладает большой воспитательной силой, потому что более действенно, чем, скажем, совет мимоходом или тем более какое-то замечание.Костомукшские учителя часто вспоминают своего руководителя. Он никогда не стоял над коллективом – всегда вместе с ним и немного впереди. Он был доступен, демократичен, приветлив. За время директорства Александра Селянина в лицее появилось немало инноваций. Впервые в республике была введена собственная бухгалтерия, и время показало, что такое новшество полезно и для школы. При Селянине в школе развивалось международное сотрудничество со Швецией и Финляндией: учителя из Костомукши стали ездить на стажировку в эти страны. Впервые именно в этом лицее появилось дистанционное обучение учителей, а сам лицей признан одним из лучших в республике. В 2002 году Селянина избрали депутатом Законодательного собрания республики. Кстати, при его участии был разработан и принят республиканский закон «Об образовании». В 2006 году Селянин возглавлял Государственный комитет по спорту и делам молодежи, а в конце года его назначили министром образования республики. Тогда Карелия вошла в крупный федеральный проект «Информатизация системы образования» в качестве пилотного региона. В результате была создана сеть современных методических центров. Школы, даже сельские, стали активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Введено программное обеспечение по поддержке сетевого взаимодействия школ. Появилось дистанционное сопровождение детей с ограниченными возможностями. В итоге республика признана лучшим регионом, участвующим в этом проекте….Но это дела минувших лет, а сегодня одна из самых актуальных проблем – стандарты нового поколения. В связи с этим и мой первый вопрос министру. – Александр Александрович, как вы готовитесь к переходу на новый стандарт?- Нормативные документы были приняты с опозданием. А у нас как раз остаются вопросы по внутренней организации и по финансированию, особенно в дополнительной части образования, которая предполагает увеличение часов на внеурочные занятия детей и участие в этом детских клубов и дворцов творчества, которые полностью подчиняются органам местного самоуправления и финансируются ими. Здесь возникает вопрос.Стандарт можно вводить уже с этого года, мы никому не запрещаем это делать. Но мы пошли по другому пути. Рекомендовали увеличить количество часов на внеурочную деятельность детей. Здесь потребуется участие и учреждений дополнительного образования. Мы предложили органам местного самоуправления самостоятельно проверить степень их готовности. И те из них, которые, с точки зрения районной администрации и самих директоров, готовы, написали заявление о переходе на новый стандарт, а мы со своей стороны организуем методическую помощь.Такой вариант вписывается в правовое поле. Нам надо посмотреть, как новый стандарт работает на практике. Предварительно выбрали одиннадцать школ и составили план методического сопровождения.- Эти школы разные и, наверное, имеют разные стартовые условия для перехода на новый стандарт? – Да, мы взяли школы с разными возможностями. Среди них есть отдаленные – интересно посмотреть, как у них приживаются нововведения. У одних есть множество своих кружков и разных клубов, а у других почти ничего нет. Есть городские школы, которые часто находятся рядом с центрами детского творчества и сами насыщены различными видами дополнительных занятий. – А когда готовили к нововведению директоров и учителей?- Еще в мае прошел ряд курсов повышения квалификации. Мы встретились с директорами. Обсудили с ними, каким образом будем планировать оплату труда в новой ситуации, потому что четких рекомендаций на этот счет нет.Скажем, Чувашия выбрала свой путь. У нас тоже есть свои особенности: оплата идет за счет расширения педагогической деятельности. Формально мы можем уже сейчас ввести дополнительные часы в ущерб методической подготовке, в ущерб работе с родителями и проверке тетрадей. Поэтому в рамках нашей системы оплаты труда будем искать такие возможности.А можно это сделать за счет введения новых штатных единиц. Либо использовать ресурсы учреждений дополнительного образования. Кто-то и сейчас ведет эти занятия на базе школы. Только они теперь перейдут из разряда дополнительных, необязательных в разряд обязательных в тех классах, где введен новый стандарт. Вот такая наша позиция: не отказываться, но и не торопиться.- Возможно, что-то придется корректировать во время эксперимента?- Конечно, будут нестыковки, сложности, но их нельзя заранее предвидеть, потому что жизнь всегда сложнее, чем нам кажется при принятии каких-то нововведений.- Согласно новому стандарту в школу придет «народовластие», то есть участие родителей в управлении ею и в учебном процессе.- Новый стандарт направлен на обеспечение демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления – управляющих советов, привлечение родителей к разработке образовательной программы и внеурочной деятельности.- Есть еще один больной вопрос – это закрытие маленьких школ. Как вы решаете проблему неперспективных школ, оставшихся почти без учеников?- За последние четыре года у нас закрыты 36 образовательных учреждений. Но это не значит, что они закрыты полностью. Большая часть их перешла в разряд филиалов. Мы активных административных решений по закрытию школ не принимаем.Это всегда тяжелая ситуация, она касается людей, которые такое решение воспринимают очень болезненно. Закрывать все же приходится, если в школе остались 2-3 ученика. Это происходит в связи со снижением рождаемости, а не в связи с тем, что обучение в маленькой школе стало очень дорогим.Такое обоснование – пока жива школа, живо и село – не оправдало себя. Наоборот, мы поняли, что, искусственно консервируя маленькие школы, мы не спасаем село от вымирания. У нас был случай: мы закрывали школу, когда в ней оставались только дети учителей. Она существовала сама по себе и никакой социальной роли уже не выполняла.К сожалению, наше взрослое население отличается малой социальной мобильностью. В прошлые времена нас воспитывали так: одна запись в трудовой книжке – это идеал, к которому нужно стремиться. Но сегодня в нашей жизни все меняется очень быстро, поэтому нужно быть готовым к социальным, профессиональным переменам. Если мы население деревни в два-три десятка человек и их детей привязываем к маленькой школе, мы тем самым их обрекаем на неустроенность, бесперспективность. И тогда мы убеждаем родителей, показываем им другую школу, интернат, где их дети будут проживать.- Не все же ребята живут в интернате – кто-то ездит каждый день в школу. Как у вас обстоят дела с подвозом? – Подвоз налаживается. В прошлом году мы вместе с муниципалитетами обеспечили школы автобусами. С дорогами у нас складывается такая ситуация. Площадь нашей республики большая, а плотность населения самая маленькая. Поэтому многие дороги строились как временные, они часто не соответствуют требованиям, которые необходимы для перевозки детей. В этом случае мы сохраняем школу, потому что безопасность должна быть на первом месте. Дороги строятся, но не так быстро, как хотелось бы.- Александр Александрович, в республике введена новая система оплаты труда педагогов. В чем она заключается?- Нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений в сочетании с финансовой самостоятельностью и общественно-государственным управлением, которое предполагает общественный контроль за эффективным расходованием финансовых средств, позволили разработать экономически обоснованную систему оплаты труда педагогов. Основная идеология НСОТ – зависимость заработной платы работника от качества и результативности его труда. При этом постоянная часть заработной платы устанавливается за все выполняемые виды педагогической деятельности, определенные трудовым договором. Новая система позволила учебным заведениям самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами, устанавливать уровень заработной платы, привлекать молодых квалифицированных специалистов, поощрять их инновационную деятельность и профессиональный рост и повысить ответственность руководителей при расходовании бюджетных средств.Петрозаводск
Комментарии