С момента написания этих строк прошло почти сто лет. Каких же замечательных успехов добилась педагогика с тех пор? Сколько победных речей прозвучало на ежегодных августовских совещаниях?
…Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше, русское. Они рано делаются какими-то только мечтающими, пассивными существами, все собирающимися жить и никогда не живущими…Константин УШИНСКИЙ
Только куда деться от этой детской песенки:
Я ложусь в 12 спать,
Силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать –
Отдохнуть от детства.
Сегодняшняя рядовая школа, несмотря на все декларации, заклинания о развитии личности, о гуманизации, о новых ценностях в образовании, стояла и стоит на вполне определенной традиционной позиции, в которой во главу угла ставится образовательный стандарт, а не личность ребенка. Ростки передового, нового в образовании принимаются школой скорее как суровая неизбежность, а не как осознанная необходимость. Искусное манипулирование поведением детей во время такого обучения превращает процесс просвещения в дрессировку.
Хуже этого может быть только неестественное соединение такого обучения с неогуманистическими лозунгами. Отсюда растерянность, недоверие, цинизм, царящие в душе учителя, который порой недосыпает, недоедает, чувствует себя обузой государству. К нему, «ваятелю ребячьих душ», приходят на урок мальчишки и девчонки, из которых каждый шестой пополняет армию неуспевающих, из которых каждому пятому необходима специальная коррекционная программа обучения, которые не могут поесть в школе из-за нищеты в своих семьях, которые больны чесоткой и педикулезом, которые терпят издевательства родителей-алкоголиков.
Мы видим причины всех школьных бед и проблем в чем угодно, обвиняем родителей, правительство, Госдуму, президента. Да, от них зависит многое в жизни детей, но все же как часто мы сами задаемся вопросом: «Что я САМ могу и должен изменить? Как Я могу помочь обрести счастье маленькому человеку?»
Авторитарная школа, марширующая под знаком «ЗУН», в которой ученик – объект обучения, не побуждает педагога к творчеству, решая за него вопросы целеполагания его деятельности. Ребенку с его открытой и чистой душой нужна новая школа, в которой учитель не информатор-марионетка, а в первую очередь «живой человек», соратник, друг, способный бескорыстно дарить свои знания, свою доброту, любовь. Ребенку нужен свободный учитель, еще Б.Шоу сказал: «Свобода означает ответственность», для учителя это ответственность за каждое свое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка!
Однажды ко мне подошел пятиклассник, не успевающий по трем предметам, и попросил тротила. Я был удивлен, откуда ему известно это вещество, и поинтересовался: зачем он тебе нужен? «Да школу взорвать», – ответил Павел… Я молчал, а он улыбался, но в его глазах не было озорства, в них я увидел усталость и беспомощность…
Стыдно! Стыдно перед детьми за нашу страну, за взрослых, для которых детство – разменная карта в их корыстных целях, за учителей, которые приходят в школу, чтобы отработать еще один рабочий день, за пьяного отца, за детское чувство незащищенности, за несбывшиеся мечты!
И эта боль есть энергия, питающая меня, двигатель мысли, поступка, дела! Я стремлюсь познать себя, мир и учу это делать детей. Это не значит, что я учу их жить, я с ними живу, у нас общие проблемы и победы, счастливые минуты и слезы отчаяния. Я стараюсь быть всегда открытым, естественным. Я не хочу быть для своих учеников ни идеалом, ни эталоном, я для них живой человек, со всеми своими недостатками и достоинствами. Я верю, что то, что я делаю, небессмысленно, иначе не было бы меня как педагога, личности.
Я просто знаю, что люди однажды остановятся после бешеного бега куда-то, зачем-то, раскроют глаза и поймут, что есть для них высшая ценность. Поймут сразу и все вместе, и пусть в том, что они увидят вокруг себя, будет место для Пашки, и он сам тоже это поймет.
Омская область
Комментарии