search
main
0

Стандарт сохраненного детства. Первый социальный опыт решает все

Лев Толстой говорил о своем детстве: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня – только шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Это период развития или, как его называет директор Института социологии образования РАО доктор психологических наук, академик Владимир СОБКИН, важнейший период социализации. Система дошкольного образования отвечает на многие вызовы времени. И она объявлена одним из уровней образования. Следовательно, требует выработки своего образовательного стандарта.

– Владимир Самуилович, но, насколько я знаю, вы расширяете эту эпоху детства до семи лет. С чем это связано?- Один из моих учителей, когда я учился на психологическом факультете МГУ, Даниил Борисович Эльконин, нам говорил на лекциях, потом он об этом и в книгах своих писал, что развитие культуры удлиняет детство, все дальше отодвигая этап вхождения в непосредственно взрослую жизнь. Помните, Пушкин писал: «Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет»? Для сегодняшнего тринадцатилетнего подростка это социально неприемлемо. Для того чтобы социализироваться, нужно время. Сама культура отодвигает вхождение ребенка в производственные, экономические отношения. Чем она богаче, тем этот момент отодвигается все дальше и дальше. Нужно время, для того чтобы сформировались психологические механизмы, необходимые для профессиональной, семейной, социальной жизни. Детство, отрочество, юность – это периоды социальных проб и социального созревания. – Говорят, огромный поток информации вынуждает детей взрослеть быстрее. – Я бы так не сказал. Наоборот. Культурная ситуация сегодня очень сложная, и есть масса вызовов, на которые должна отвечать система дошкольного воспитания, поскольку сейчас мы решили, что это все-таки уровень образования. Раньше система дошкольного воспитания не рассматривалась в таком аспекте. А каждый уровень образования по закону требует выработки стандарта. Сказав в законе «а», надо говорить и «б». Надо обеспечить стыковку с другим уровнем образования. И здесь возникают сложнейшие проблемы – методологические, культурологические, педагогические, социальные.- Будьте добры, расскажите подробнее о проблемах, которые могут возникнуть при введении стандарта.- У нас нет всеобщего обязательного дошкольного образования. Я имею право не отдавать своего ребенка в детский сад, если не хочется. Не секрет и то, что многие дети не могут попасть в садик из-за отсутствия там мест. Этот уровень не предполагает всеобщности и обязательности. Более того, исследования показывают, что сильные социальные слои населения предпочитают отдавать ребенка в систему дошкольного воспитания на поздних этапах, перед поступлением в школу. Напротив, слабые социальные группы отдают детей в сады в более раннем возрасте, потому что родители вынуждены работать и не в состоянии содержать ребенка дома. Социальное расслоение возникает уже на этапе дошкольного детства. И в этом отношении дошкольное воспитание – очень важный момент социальной поддержки в том, чтобы все дети получали полноценное развитие. И в этом важнейший социальный смысл стандарта. Те возможности, которые может недополучить ребенок, даются этим социальным институтом в полной мере. Семьи, которые в состоянии дать ребенку культурную основу воспитания, отдают его в детский сад, для того чтобы там он научился общаться со сверстниками. Ведь общение также играет очень важную роль в развитии личности. В общении со сверстниками закладываются многие механизмы, связанные с сопереживанием, с сочувствием, с пониманием позиции другого человека. Это социальный опыт. Поэтому когда разрабатывался стандарт, авторы ставили акцент именно на социализацию ребенка. Что должен дать детский сад прежде всего? Дать возможность нормальной культуросообразной и наукоемкой организации процесса социализации ребенка на разных этапах дошкольного возраста. Более того, надо дать возможность полноценно прожить эти этапы, пережить кризис трех лет, освоить особые ролевые отношения, которые осваиваются в игровой деятельности.- Не кажется ли вам, что даже при наличии стандарта избежать опасности в момент стыковки со школой будет все равно сложно?- Многие опасаются, что мы пытаемся подогнать детский сад под школу, накладывая ее требования на подготовку детей. Однако подобная «педагогика» отнюдь не расширяет культурный багаж ребенка, а, напротив, сужает его; мы теряем что-то очень важное. Нам только кажется, что если мы сделаем что-то раньше, то дадим ребенку больше возможностей, а на самом деле мы можем действовать ему во вред. Я называю это, как и многие другие, ранней скаляризацией. Понятно, мы учимся с самого начала. Но по-другому. Нельзя сады превращать в ступень школьного образования, это будет огромная культурная ошибка. Ключевой момент в дошкольном воспитании – игровая деятельность. В игре происходит освоение социального опыта путем принятия ролей, игровой ситуации, путем освоения норм поведения и действий сообразно этим нормам. У Эльконина было сказано замечательно: «Ребенок идет от игр со скрытыми правилами, когда он эти правила как бы не видит, но он им подчиняется, а потом возникает роль, и он ведет себя сообразно роли, а потом возникает понимание, что если я правила нарушу, то и игра пропадет». Посмотрите, как сложно человек осваивает нормы поведения! Он проходит сквозь разные этапы. И в результате оказывается мотивирован соблюдать правила. Потому что, повторюсь, без соблюдения правил и игра пропадет. У ребенка во время игры формируется произвольность поведения – желание следовать правилу. А это и есть готовность к школе.- А играют ли сегодняшние дети? – Вопрос следует продолжить: а играют ли с ними родители? Разваливается система дворов, родители загружены. Данные показывают, что чем старше ребенок, тем родители все меньше и меньше участвуют в совместной игре. С трехлетними играют 70 процентов мам и пап, а с пяти-шестилетними – лишь около 20. Взрослые часто вообще разрушают игровую ситуацию: сказочный фонтан превращается с их появлением в обычный стакан, а море с рыбками – в опостылевший суп. И ребенок вынужден замыкаться и уходить в себя. Способность к игре весьма важна: здесь проявляется знаковая опосредованность, символизация поведения. Это очень важная способность, без которой учебная деятельность вообще не может разворачиваться, когда через одно обозначается другое. Но умение применять подобные замещения в школе пригодится. Ведь ключевой момент учебы – использование знаково-символических форм. В игре помимо социально-ролевых моментов, связанных с произвольностью, знаковым опосредствованием собственно поведения, формируются фундаментальные способности, мыслительные навыки, которые связаны с интеллектуальным развитием, воображением, фантазией.- Правильно ли я поняла, что стандарт учитывает роль родителей и даже каким-то образом повышает ее?- Существуют разные возможности для социализации ребенка. СМИ, семья, детский сад. Семья сегодня теряет свой потенциал. И вообще теряет культуру в поддержании игры, общении со сверстниками и так далее. Система дошкольного воспитания – это институт, удерживающий игровые формы деятельности, очень важные для развития ребенка. На этот вызов разрушения социокультурной ситуации развития и должна отвечать система дошкольного воспитания. Стандарт в этом отношении ориентирован на детоцентризм, развитие ребенка, сохранение детства, обеспечение проживания культурно оправданных возрастных этапов развития. Огромную дистанцию проходит ребенок. Сохранить своеобразие всех этих моментов – важнейшая задача. Темпы развития у каждого ребенка свои. Это требует индивидуализации при организации образовательного процесса. Добавлю, у нас в стране более 30 процентов неполных семей. И здесь возникают огромные проблемы, связанные с социальным развитием ребенка. Мать в неполной семье пытается совместить разные ролевые позиции: и материнскую, и отцовскую. Мы, кстати, проводили несколько лет назад исследование, результаты которого показывают, что мальчик, который воспитывается в неполной семье, отстает в развитии от сверстников, эмоциональный фон другой, социальные образцы поведения другие.- Но ведь и в детских садах работают преимущественно только женщины.- Там у взрослого другая позиция. Взрослый там не мама и папа, это общественный взрослый. Ребенок в дошкольном учреждении сталкивается с другим типом взрослости. Ребенок впервые сталкивается со взрослым, который относится к нему не как мама или папа, а по-другому. Но, безусловно, гендерная проблема в образовании существует. А вообще, кстати, вы задумывались, почему мальчики с определенного возраста хуже учатся? Потому что вокруг них мало мужчин. Нет ситуаций мужского отношения. Возникает кризис идентичности, и мальчик с определенного возраста не вписывается в нормы женского контроля. Начинается бунт, не просто возрастной, а касающийся полоролевых отношений: «Почему это меня контролируют женщины?!»- Нелегко смириться с любым контролем.- В стандарте есть очень важный, на мой взгляд, момент, связанный с гуманистическим подходом к ребенку. Не просто индивидуализация, а особое ценностное отношение к ребенку. Там изложены конкретные требования к взрослому, который является воспитателем детского сада. Эти требования не просто связаны с уровнем образования, они связаны с ориентацией, определяющей индивидуально-личностный подход. Самоценность уважения к личности ребенка, учет его индивидуальности, его интересов, поддержка его активности, включение ребенка в разнообразные виды деятельности, предоставление ему широких возможностей освоения разных видов деятельности. И очень важно, что стандарт опирается во многом на идеи Льва Семеновича Выготского и отечественной психологии, которые вводят понятие социальной ситуации развития ребенка и ориентации взрослого на зону ближайшего развития: на то, что ребенок еще не может сделать один, но уже может сделать со взрослым. А это значит, что взрослый умеет и способен войти в партнерские отношения с ребенком. Это не ситуация, когда ребенок хочет закрыть дверь перед взрослым, спрятаться и играть; это, напротив, ситуация, когда взрослый желанный партнер, которому интересен сам ребенок, его вопросы. Ребенок знает, что он идет туда, где его ждут, и он будет занимается этим, этим и еще и этим. И все это ему интересно.- У вас есть данные, готовы ли работники дошкольного образования к роли такого взрослого?- Есть много воспитателей, которые не просто готовы, а эти идеи реализуют и так живут. Может быть, они каких-то книжек особых и не читали, но у них есть чувство ребенка. Понимать детей – это талант. У нас было неплохое образование в педагогических колледжах, где готовили специалистов именно для детских садов. Там было много позитивных моментов, связанных с умением играть, рисовать, умением поддерживать детскую активность. Модернизация не должна утратить замечательный потенциал подготовки специалистов для детских садов. Требование, чтобы все воспитатели были с высшим образованием, – это, конечно, важно, но в садике больше нужны особые способности, а их институты часто не дают. Стандарт задает ориентиры и намечает контуры конкретных педагогических программ. Помимо организации игр, деятельности ребенка есть еще очень важный момент нравственного, социального развития. Детские воспоминания строятся на ярких впечатлениях от радостных событий. Вхождение в культуру, освоение ее осуществляется путем проживания праздничных ситуаций, которые структурированы календарем. Это и есть процесс формирования позитивного отношения к миру, формирование позитивных ценностей. А взрослый в детском саду – это человек, который умеет организовать, создать такой праздник.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте