Система образования Японии пребывает далеко не благополучно. По данным 1997-1998 годов, более 110 тысяч студентов были отсеяны из высших учебных заведений. В начальных и средних школах зафиксировано более 127 тысяч прогулов. Соответственно 30, 50 и 70% неуспевающих отмечено в системе начального, среднего и высшего образования. Многие студенты колледжей не способны выполнить элементарных действий с дробями. Все это вызывает большую тревогу японской общественности. И поэтому министерство образования пересматривает свои приоритеты, пытаясь перейти от системы вдалбливания знаний к предоставлению больших свобод за счет сокращения учебных программ.
По данным исследователей, особый спад успеваемости наблюдается у студентов колледжей первого года обучения. Это подтверждают и деканы национальных университетов. Опрос показал: с тем, что уровень успеваемости учащихся становится все ниже, согласны 70% руководства частных институтов. В 45% этих учебных заведений созданы специальные классы для отстающих по математике и другим дисциплинам, где “освежаются” в памяти некоторые программы средней школы.
Учитывая создавшуюся ситуацию, министерство образования в течение трех лет, начиная с апреля нынешнего года, будет анализировать результаты вступительных экзаменов в государственные колледжи за последние 20 лет. С 2001 года чиновники министерства намерены также протестировать уровень знаний около 100 тысяч учащихся начальных и средних школ по японскому языку, математике, научным и социальным дисциплинам. Исследования эти пройдут на всей территории страны.
Со времен Реставрации Мэйдзи система образования в Стране восходящего солнца была нацелена на освоение передовых знаний и технологий Запада. Школьная система была скроена так, чтобы как можно быстрее догнать Европу и США. Эта задача не менялась даже после второй мировой войны.
Во время бурного экономического развития страны конца 50-х – начала 70-х годов у японцев сложилось представление, что благополучия в жизни можно добиться, лишь окончив престижное учебное заведение и поступив затем в солидную фирму. В эти годы конкурс на вступительных экзаменах в институты и университеты превратился, по определению студентов, в “экзаменационный ад”.
Нынешняя реформа образования, по мнению многих специалистов, должна быть направлена на то, чтобы национальные учебные заведения могли успешно конкурировать с университетами и колледжами США и Западной Европы, отвечая требованиям современных социальных и экономических тенденций. Планируется перевод национальных университетов из-под государственного управления в ведение независимых общественных корпораций, чтобы повысить их возможности и активность в принятии важных творческих решений.
Что касается начальных и средних школ, то предполагаются их полное подключение к Интернету в 2001 году, ослабление возрастных ограничений при поступлении в университеты, особенно на математический и физический факультеты, сокращение на 10% классных занятий, уменьшение на 30% школьных программ. Это будет способствовать снятию перегрузок с учеников.
Константин ГЕВОРКЯН
Долой перегрузку
Оказывается, японские школьники переживают те же трудности, что и их российские сверстники. Слишком большой объем информации, обрушивающийся на их головы, значительные перегрузки, заучивание длинных текстов наизусть – все это не может не сказываться на самочувствии и моральном состоянии ребенка. Взрослые – родители и учителя – давно бьют тревогу. Обеспокоено и министерство образования. Сегодня оно работает над созданием более гибкой системы обучения, направленной на сокращение нагрузок учащихся младших и средних классов до 70% от существующего уровня. Разрабатываются и некоторые другие реформы. Учитывая эти тенденции, начальная школа Татикава в Токио предложила программу “командного обучения” во вторых и третьих математических классах.
В “команде” – шесть преподавателей
Звенит звонок. В класс входят шесть человек. Это классный руководитель Сигэко Судзуки, преподаватель “домашней экономики” и четыре “добровольца”. В роли последних выступают имеющие определенную подготовку матери учащихся и бывшие учителя. Судзуки зачитывает задание. Остальные пятеро ходят по классу, подходя к тем, кто испытывает какие-то трудности.
Акико Кобаяси, мать мальчика, недавно поступившего в эту школу, замечает, что один из учеников мучается над решением поставленной задачи. Она приходит ему на помощь, “наводя” на получение искомого ответа. Когда ребенок наконец приходит к нужному решению, Акико дарит ему улыбку, хвалит за хорошую работу.
Сигэко Судзуки рассказывает, что введение в его школе “командного обучения” привело к хорошим результатам. “То, что каждый ученик получает похвалу за свое трудолюбие, – говорит он, – делает его более старательным и прилежным. А этому способствует присутствие в классе нескольких взрослых, проявляющих заботу и внимание к каждому ребенку. Многие родители просят ввести аналогичную систему и в других классах, в том числе старших”.
Помощь отстающим
Согласно исследованию, проведенному министерством образования в 1998 году, около трети учащихся начальных школ не понимают содержания уроков. Только 68% из них сказали, что “хорошо понимают” или “понимают в общем” преподаваемые предметы. Причем среди учеников третьих классов таких насчитывается 70,4%, а в пятых – 65,5%. Это означает, что чем старше становятся школьники, тем меньшее их количество справляется с предлагаемой программой.
На вопрос, получают ли они удовольствие от процесса обучения, 8,8% учащихся ответили отрицательно. В пятых классах эта цифра больше – 10%. Дети считают, что занятия им неинтересны и что они просто не понимают того, что им рассказывает учитель.
Кто-то может сказать, что это не так страшно, ибо большинство школьников более или менее усваивают предметы и получают удовлетворение от процесса обучения. Но это мнение неверно, ибо число детей, не удовлетворенных состоянием школьного обучения, постоянно растет. А дети, как известно, – будущее любой страны. Значит, это будущее в опасности.
К более гибкой системе образования
В классах, где взаимопонимание между учителем и учениками отсутствует, ребята ведут себя недисциплинированно, не сидят на месте, воздерживаются от ответов. Это зачастую приводит к общему ухудшению обстановки в школе. Такое положение становится характерным для многих начальных и средних учебных заведений. Поэтому и общественность, и министерство образования призывают к уменьшению школьных нагрузок, к созданию классов с индивидуальным или групповым обучением, приближением его к реальной, повседневной жизни. Предполагается, что эти меры повысят усваиваемость предметов, вызовут интерес к занятиям.
“Командное обучение”, проводимое в качестве эксперимента школой Татикава, – прямой результат новых веяний в образовании. Директор школы Масао Курода говорит, что хотел бы “испытать на практике как можно больше инноваций, чтобы разрушить стену изоляции, окружающую школы, и открыто обсудить проблему: что делать, чтобы занятия детям были в радость”.
Преподаватели и родители не теряют надежды, что в ближайшем будущем в школах будет создана такая атмосфера, которая позволит ученикам получать удовольствие от обучения.
Акио УЭДА
Токио
Комментарии