Наши учреждения не успели отработать ФГОС третьего поколения, как на пороге появился ФГОС СПО четвертого поколения. Слухи о разработке шли давно, появилась надежда, что наконец-то учтут все замечания, предложения, высказанные с мест.
Действительно, в стандарт внесен ряд изменений. Появился новый код специальности, образовательное учреждение перешло в ранг образовательной организации, из «общих компетенций» (ОК) изъяли «воинскую обязанность», вместо ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) ввели ППССЗ (программа подготовки специалистов среднего звена), «образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам». Все это положительные моменты. А теперь о минусах, которых немало. Множество вопросов вызывает «профессиональный учебный цикл» с его «общепрофессиональными дисциплинами», на которые отведено 420 часов с гарантией для дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» 68 часов. На остальные, не менее важные, дисциплины – 352 часа, по 32 часа на дисциплину. Правда, образовательной организации дано право «использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации». Работая с ФГОС третьего поколения, преподаватели замучились с обоснованием введенных умений, знаний, ОК, ПК (профессиональные компетенции). Учитывая то, что предметы (дисциплины) общепрофессионального цикла прошли многолетнюю отработку, можно было бы оставить их в покое, а вариативную часть часов выделить для новых дисциплин и модулей. При переходе на новый ФГОС больше всех страдают преподаватели общепрофессиональных дисциплин – им приходится «рождать» новые умения и знания, вводить соответствующее содержание при разработке вариативной части. Но самое страшное заключается в том, что только эти дисциплины удостоились всех ОК и всех ПК, которые предусмотрены в ФГОС. Кто виноват и что делать? На местах решают просто: раз в ФГОС имеется эта норма – вводи в рабочую учебную программу, в различные ФОС, КОС, КОМ (фонд оценочных средств, комплекс оценочных средств, комплекс оценочных материалов). Допустил ошибку один, а расплачиваются сотни преподавателей… В пункте 7.1 сказано: «Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ» (последняя указана пока на бумаге). Раньше в том пункте была ссылка и на примерные программы учебных дисциплин. Кто же разрабатывает примерную ППССЗ? И когда эти программы поступят в образовательные организации СПО? Анатолий ШАТУН, преподаватель Уральского политехнического колледжа, Екатеринбург
Комментарии