Пока педагогическое сообщество терзают страсти по школьным стандартам, в тиши кабинетов идет нешуточная борьба за стандарты высшего педагогического образования. Казалось бы, после проведения конкурсов по закупкам стандартов и определения победителей вузам должны были бы поручить окончательно завершить работы, отшлифовать стандарты до идеала и запускать их в дело, но не тут-то было. Победители вступили в жесткое противостояние, не желая соглашаться с тем, что их былые конкуренты предложили и могут реализовать на практике свои варианты стандартов.
Комментарий «УГ»Разработчики МГППУ выделили такие виды профессиональной деятельности бакалавров, как: психолого-педагогическое сопровождение образования; учебно-воспитательная деятельность в дошкольном образовании; учебно-воспитательная деятельность на начальной ступени общего образования; психолого-педагогическая деятельность в дополнительном образовании; психолого-педагогическая деятельность в инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность; психолого-педагогическая деятельность в образовании одаренных детей.Профили подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», предложенные петербургскими разработчиками:I. Группа профилей естественнонаучного образования1. Химическое образование2. Биологическое образование3. Географическое образование4. Экологическое образование5. Геологическое образование6. Естествознание7. Безопасность жизнедеятельности8. Валеологическое образованиеII. Группа профилей физико-математического образования1. Математическое образование2. Физическое образование3. Информатика и информационные технологии4. Физико-астрономическое образованиеIII. Группа профилей филологического образования1. Языковое образование2. Литературное образование3. Лингвокультурологическое образование4. Литературно-краеведческое образованиеIV. Группа профилей социально-экономического образования1. Историческое образование2. Обществоведческое образование3. Экономическое образование4. Правовое образование5. Историческое краеведение6. Социологическое образование7. Политологическое образованиеV. Профиль «Технологическое образование»VI. Группа профилей художественного образования1. Музыкальное образование2. Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства3. Образование в области экранных искусств4. Театральное образование5. Хореографическое образование6. Музейная педагогикаVII. Профиль «Физкультурное образование»Понятно, что с такими предложениями МПГУ согласиться не мог. Будущий учитель-бакалавр в варианте РГПУ проучится четыре года и получит всего лишь профилизацию исключительно по краеведению или музейной педагогике. Представители МПГУ не могли понять, как в одном профиле можно за 1000 часов изучить все «языковое…», причем в педагогическое образование включено «геологическое образование», «политологическое» и многое другое.Объявленная стоимость каждого лота – 1 млн450 тыс. руб.Итоги конкурса:Лот №22Поставка товара по проекту «Закупка проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование».Размещение участников по степени выгодности заявленных условий:I. Качественные характеристики:1) МПГУ – 99,5 балла;2) РГПУ имени А.И.Герцена – 95,88 балла.II. Цена:1) РГПУ имени А.И. Герцена – 1 млн руб.;2) МПГУ – 1 млн 200 тыс. руб.ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА по лоту №22 признан РГПУ имени А.И.Герцена, у которого более низкие качественные характеристики стандартов, но цена ниже.Лот №23Поставка товара по проекту «Закупка проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».Размещение участников по степени выгодности заявленных условий:I. Качественные характеристики:1) МГППУ – 96,85 балла;2) МПГУ – 89,55 балла;3) РГПУ имени А.И.Герцена – 89,3 балла.II. Цена:1) МГППУ – 170 тыс. руб.;2) РГПУ имени А.И.Герцена – 1 млн руб.;3) МПГУ – 1 млн 200 тыс. руб.ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА по лоту №23 (психолого-педагогическое образование) признан МГППУ, не только предложивший проект стандарта за 170 тыс. рублей, но и набравший наибольшее количество баллов экспертов.Лот №24Поставка товара по проекту «Закупка проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА по лоту №24 признан МПГУ. РГПУ имени А.И.Герцена ОТКАЗАНО в участии в конкурсе из-за несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Итак, конкурсы по закупке стандартов высшего профессионального образования (ФГОС-3) в области педагогического образования проведены. Самое интересное – это, конечно, результаты конкурса, где главным было не качество, а цена, причем чем ниже, тем лучше. Закупки проектов ФГОС-3 в области педагогического образования проводились по трем лотам.
В конкурсе участвовали базовые вузы учебно-методических объединений, авторы стандартов 1-го и 2-го поколения, – Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и Российский государственный педагогический университет (РГПУ) имени А.И.Герцена. Впервые принял участие в разработке проектов стандартов Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).
Таким образом, победителей было трое, и, казалось бы, на этом можно было бы поставить точку. Но не тут-то было! Если новичок в разработке стандартов – МГППУ – был результатами конкурса доволен, то ветераны – разработчики педагогических стандартов – МПГУ и РГПУ- высказали существенные возражения против работы, представленной новым вузом. Суть несогласия заключалась в том, что МГППУ во главе угла видел психологическую подготовку будущих воспитателей детских садов и учителей начальных классов и вообще стоял за психологизацию образования, что вполне понятно: вуз-то психолого-педагогический. РГПУ в последние годы высказывает идею о том, что в педвузе не нужно готовить предметников, что необходимо сосредоточиться на подготовке широких специалистов по той или иной науке. МПГУ считает, напротив, что как раз предметников должен готовить педагогический вуз, ибо учитель в школе дает своим ученикам знания по тому или иному предмету. Свое мнение по поводу стандартов МГППУ два других вуза в довольно резкой форме высказали на совещании в Минобрнауки РФ. С чем же были не согласны МПГУ и РПГУ?
Дело в том, что в стандарте МГППУ область профессиональной деятельности и бакалавров, и магистров включает в себя образование, социальную сферу, здравоохранение, культуру, а объектами профессиональной деятельности бакалавров обозначены обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие учащихся, здоровье учащихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение учащихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида, социализация.
У магистров к этому перечню добавлен объект – здоровьесберегающие технологии образования, что вызвало у двух вузов недоумение: почему-де эти технологии не относятся к уровню бакалавра, тем более что перечень заявленных профилей в данных ФГОС свидетельствует о возможности подготовки учителя начальных классов и педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений.
Все это вызвало вопросы у МПГУ и РГПУ: почему, спрашивали они, разработчики не допускают возможности ведения учебно-воспитательной деятельности бакалавров, например, в дополнительном образовании; одаренные дети требуют психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях и во всех видах образовательных учреждений, но насколько оправданно выделение этой позиции как отдельного вида профессиональной деятельности; не будет ли определение психолого-педагогической деятельности в инклюзивном образовании входить в противоречие с направлением «Специальное (дефектологическое) образование»…
В содержании цикла подготовки бакалавров разработчики стандарта МГППУ представили 5 модулей: «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Психология и педагогика дошкольного возраста», «Психология и педагогика младшего школьного возраста», «Психология и педагогика подросткового возраста», «Методология и методы психолого-педагогической деятельности», и, по мнению оппонентов, даже одни названия модулей показывают, что изучение психологии и педагогики заканчивается на подростковом возрасте. Кроме того, оппоненты увидели несоответствие объема часов на дисциплины по выбору, на вариативную часть нескольких циклов, им было непонятно, каким образом будет идти подготовка учителя младших классов, если вариативная часть цикла подготовки бакалавров раскрыта не как профиль, а отводится на профиль, в то же время предусмотрено дополнительно 110 единиц, почему не расписаны виды практик так, как этого требует Минобрнауки РФ, и так далее.
Противостояние было жестче и непримиримее день ото дня. Представители трех педвузов встретились в министерстве, но мир устанавливался непросто. Два вуза-ветерана высказывали жесткое неприятие стандартов МГППУ, а представитель МГППУ искренне не понимал, почему, став победителем в конкурсе, должен переделывать свои стандарты из-за несогласия былых конкурентов, победителями в его номинации не ставших. Кстати, и РПГУ не собирался переделывать свои стандарты из-за чьих-то претензий. В результате было принято соломоново решение: три вуза должны сами прийти к соглашению и разработать один вариант стандарта, который будет устраивать всех. Для этого, как посоветовали вузам, каждый из них должен провести согласительные дискуссии на своих площадках с приглашением к диалогу двух других оппонентов. Но как раз эта рекомендация выполнялась со скрипом.
Сначала МГППУ провел парламентские слушания в Московской городской Думе с участием заместителя министра образования и науки РФ Исаака Калины. Исаак Иосифович был явно разочарован тем, что на слушаниях не было представителей МПГУ и РГПУ: несмотря на приглашения, эти два вуза на слушаниях не были, поэтому мнение высказывали только психологи. После этого решено было, что все же трем вузам нужно собираться вместе, при этом координатором этой работы над окончательным вариантом стандартов была определена РАО во главе с ее президентом Николаем Никандровым. Казалось бы, опять все стало ясно и понятно, но не тут-то было.
На общем собрании РАО, которое состоялось аккурат перед Новым годом, ректоры двух вузов – МПГУ и МГППУ – два академика РАО, Виктор Матросов и Виталий Рубцов, имели серьезный разговор о стандартах и ситуации, складывающейся вокруг них, и решили, что у них могут и должны быть точки соприкосновения. В самом деле, делить двум вузам нечего, наоборот, МГППУ может оказать помощь в психологической подготовке МПГУ, а МПГУ – оказать помощь МГППУ в части педагогической подготовки его выпускников. Удивительно, но в этот разговор, который не был тайным, не включился третий академик РАО, ректор РПГУ Геннадий Бордовский. Почему так произошло, стало понятно позже.
Дело в том, что РГПУ разработал свой перечень профилей подготовки, включенных в направление «Педагогическое образование». Профили, по мнению питерцев, должны заменить нынешние специальности. Именно по профилям, считают они, и будут определять госзаказ, принимать абитуриентов, учить и проводить выпуск. В дипломе будет записано «бакалавр педагогического образования по профилю» вместо «учитель математики», «учитель истории» и так далее. То есть именно профили, говорят питерские разработчики, определят конкретную область деятельности выпускника. Какой перечень профилей педагогического образования предложил РГПУ?
Комментарии