search
main
0

Стандарт – это… свобода. Школам предстоит научиться конструировать свое собственное образовательное пространство

Татарстан – Томская область – Якутия. Такова «дорожная карта» семинаров-совещаний под эгидой Минобрнауки России. Весеннее уже состоялось в Набережных Челнах 22-23 мая. Там обсуждали проблемы введения новых стандартов в школы. Содержание общего образования станет главной темой осеннего всероссийского совещания в Томской области. А зимнее пройдет в Якутии, его тема будет объявлена позже.

Местом встречи участников семинара-совещания в Татарстане стал Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов. На два майских дня сюда съехались представители 35 субъектов РФ – руководители органов управления образованием, ректоры ИРО и ИПК, директора школ и педагоги.Высокие окна зала, где шло совещание, заливало солнце, аромат сирени в огромных вазах сливался с музыкой Окуджавы (так романтично звучат в институте звонки на занятия), но тема для обсуждения была, по сути, всесезонной, ведь аббревиатура ФГОС по уровню цитируемости в школах страны не уступает ЕГЭ. Как учить по новым стандартам, как готовить по ним будущих педагогов? В чем проблемы и как их решать? Этим вопросам и были посвящены выступления участников и выездные педагогические мастерские в школах города, объединенные темой «ФГОС общего образования: эффективные педагогические и управленческие практики».На правах хозяйки принимающего гостей института модератором заседаний была его ректор Файруза Зуфаровна Мустафина. Она обозначила важную проблему введения новых стандартов: вузы еще не перестроили программы обучения и готовят вчерашних учителей для завтрашней школы.Чтобы не оказаться в аутсайдерах погружения в новые стандарты образования, весь коллектив института отправился учиться, осваивать метапредметные технологии и деятельностный подход. А дальше была цепочка перемен: изменилась структура института, были пересмотрены программы подготовки педагогов, нормой стали мониторинги развития каждого преподавателя, гранты на социальные проекты студентов, которые их ведут и защищают. В обязательном порядке студенты выезжают на стажировки. Об этом на заседании рассказывали сами ребята. Недавно такая стажировка проходила в МИРО – Московском институте развития образования – и московских школах, где на практике можно было освоить деятельностный подход в работе с аутичными детьми.- Если вуз агрессивно не встраивается в систему развития региона, он обречен, – сказала Файруза Мустафина. – Поэтому еще 7 лет назад мы включились в процесс переподготовки и повышения квалификации учителей, используя в том числе и организационно-деятельностные игры. Переподготовка – это обратная связь от тех, кто сейчас стоит у доски. И такая связь – важнейший канал для осмысления перемен в программах подготовки новых педагогов.Конкретные цифры к проблематике обсуждения темы добавил мэр Набережных Челнов Василь Гаязович Шайхразиев. Какие зарплаты получают те, кто переводит школу на рельсы новых стандартов?- Директора школ – от 40 до 70 тысяч рублей, средняя учительская зарплата – 30 тысяч. И это при том, что в городе средняя зарплата составляет 25 тысяч. Если учителя уволят из школы, работу за 30 тысяч он в городе едва ли найдет. А потому у нас конкуренция, и педагоги за свои места держатся. Да и мы держимся не за нормальных, а за самых лучших. Я считаю, что слово «нормально», а вместе с ним и позицию «и так сойдет» надо исключать из образовательной политики.Почти как художник, несколькими мазками, глава автограда набросал для гостей семинара-совещания портрет Набережных Челнов. Это 32-й город в России по численности населения, тут проживают 47 процентов татар и 43 процента русских. Здесь легендарный Камский автомобильный завод – КамАЗ. Есть Дом дружбы народов. И широкие проспекты. Самый протяженный – проспект Мира – тянется на 15 километров, нумерация домов там исчисляется многозначными цифрами.А вот очередь в детсады для детей с трех лет равна нулю. Что же касается выпускников школ, то высшее образование выбирают 50 процентов, другая половина идет в колледжи и техникумы. А будущих педагогов в Челнах выявляют уже с 6-го класса. Учитель – это призвание. И для тех ребят, которые проявляют интерес и способности к такой профессии, педагоги проводят специальные практические занятия.К болевым точкам введения стандарта обсуждение вернул Данил Махмутович Мустафин, первый зам. министра образования и науки Республики Татарстан.В список основных попали три проблемы: реализация и финансирование внеурочной деятельности в условиях двухсменного обучения, а также отсутствие учета специфики этнокультурной составляющей образовательного учреждения и класса в рабочих программах.С введением новых стандартов, рассказал Данил Мустафин, в Татарстане начали менять систему подготовки педкадров. В этот процесс в республике включены три вуза, 10 педколледжей, ИРО. На базе Казанского федерального университета создан Совет по педобразованию. Особый акцент – на педагогов английского языка. Через шесть лет ЕГЭ по этому предмету станет обязательным, потому уже сегодня в республике реализуется специальный проект по обучению педагогов-англичан в онлайн-школе English First. Подготовку в ней прошли уже более трех тысяч учителей.О том, что методическая работа в большинстве школ не соответствует новым требованиям, говорил в своем выступлении Рамиль Марванович Халимов, начальник Управления образования Набережных Челнов. Возвращаются учителя в школу после курсов, на практике возникают трудности, а продолжения методсопровождения нет. СанПиНы тоже добавляют проблем в процесс введения стандартов. Большинство школ в Челнах построены лет сорок назад, а новым СанПиНам соответствуют разве что новостройки, которых по пальцам пересчитать. Что делать? Школы перестраивать или все-таки скорректировать санитарные нормы и правила?Реальной помощью по погружению учителей в специфику работы по новым стандартам, по мнению Константина Дмитриевича Уляшева, зав. сектором перспективных практико-ориентированных исследований и разработок Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, должны стать мастер-классы в ресурсных центрах. Тогда и типичных трудностей в достижении нового образовательного результата будет намного меньше.Методическое сопровождение учителей должно выстраиваться с учетом того, что педагоги имеют различный индивидуальный «профиль» готовности к реализации ФГОС. В задачи методсопровождения должна входить провокация субъектной позиции педагога, помощь в рефлексии трудностей с позиции деятельностного подхода. Пока же учителям очень мешают отсутствие культуры проектирования учебного содержания и непонимание сути образовательных технологий деятельностного типа. Они используются формально и в итоге дают совсем не те результаты, которые могли бы получиться.Пленарную часть заседаний семинара-совещания завершили гости из Москвы – ректор МГПУ Игорь Реморенко и Алексей Благинин, начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки России.Игорь Реморенко говорил о логике стандартизации и о том, как избавиться от имитации внедрения ФГОС. Его рецепт таков: давать систему оценки и содействовать рефлексии; проявлять и высмеивать глупости в отчетности; повышать квалификацию через проектную работу; добиваться педагогических эффектов даже от использования гаджетов; вовлекать в процесс внедрения стандартов родителей и общество.Алексей Благинин, подводя итоги, рассказал о том, что в конце августа Минобрнауки подготовит примерную программу основного общего образования и сделает апгрейд программы начального образования и что осенью появится сформированный реестр ПООП – примерных основных образовательных программ.NB! 16-20 мая в Республике Татарстан проходило еще одно событие всероссийского масштаба. В Казань на II Национальный чемпионат рабочих профессий World Skills Russia съехались лучшие молодые профессионалы всей страны. О том, как проходил чемпионат, читайте на сайте «УГ» www.ug.ru/article/738.Набережные Челны, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте