search
main
0

Станция спасения. В лужском детском саду №4 дошколят с ОВЗ учат радоваться миру

Первопроходцы – это разведчики. Их задача – найти тот путь, по которому пойдут все остальные. Трудно ли им? Это даже не обсуждается. Лавры и салюты в их честь – это потом, а сначала непростые первопроходческие будни, где совершенно не знаешь, что ждет за новым поворотом. В лужском детском саду №4 амплуа «разведчиков» примерили на себя неожиданно. Не последнюю роль в этом сыграло то, что образовательную организацию открыли в 2015 году. В здании, которое удалось вернуть в систему образования, сделали капитальный ремонт, и с чистого листа здесь начали свою работу 14 групп для дошколят, в том числе единственная в Лужском районе группа компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами развития.

Как рассказала заместитель заведующего по воспитательной работе Елена Сафронова, в группу «Особый ребенок» попадают дети с интеллектуальными нарушениями и дети с ДЦП. В 2015-2016 учебном году таких ребятишек набралось 8 человек в возрасте от 3 до 8 лет. Как вспоминает воспитатель группы «Особый ребенок» Марина Красавина, ей больше всего в день открытия детского сада запомнились будущие воспитанники и их родители. Дети сидели в колясках и смотрели на праздник, еще не представляя, что совсем скоро станут частью большого и дружного коллектива. В этот день, конечно, неоценимую помощь педагогам оказали родители «особиков». Они рассказывали о ребятах, помогали узнать, кто что может делать, кому что интересно. Судя по тому, что ни один ребенок не попросился из детского сада домой, детворе понравилось в «четверке». Впрочем, в этом нет ничего удивительного. По словам заведующей ДОО Валентины Шаклиной, это только поначалу всем было немного страшновато, поскольку отсутствовал опыт работы в данном направлении, но глаза боятся, а руки делают, и при всесторонней поддержке администрации Лужского района для группы «Особый ребенок» созданы и продолжают создаваться соответствующие условия. В детском саду есть специальная прогулочная площадка с пандусами, дорожками, игровой зоной для «особиков». В группе «Особый ребенок» множество развивающих пособий, игр, используются интерактивная доска, сенсорный игровой терминал. В сенсорной комнате малыши могут «искупаться» в сухом бассейне, поиграть в интерактивной песочнице и т. д. К слову, играть в «песок» – одно из самых любимых детских занятий. Еще бы, ведь с помощью песка можно «вызвать» извержение вулкана, «поймать» акулу, «полюбоваться» звездами и т. д.! При этом ребята могут заниматься как индивидуально, так и в небольшом коллективе, а также с родителями. Эмоциональный отклик на игру, а он очень важен, и именно ради него проводятся многие занятия, может быть сильным и ярким. К примеру, девочка, от которой несколько месяцев не слышали ни слова, играя с песком, заговорила. Но, безусловно, главное, как замечает Валентина Шаклина, – это те люди, которые работают с детьми с ОВЗ. Именно они тот бесценный ресурс, с помощью которого дети, до этого замкнутые в мире собственных страхов и апатии, меняются буквально на глазах. С «особиками» постоянно работают 2 воспитателя и 2 младших воспитателя, а также дефектолог, логопед, психолог, музыкальный руководитель и руководитель физической культуры. Каждый ребенок требует индивидуального подхода и развивается в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом. В то же время режим дня у «особиков» практически не отличается от режима дня ребят из обычных групп, и на всех общесадовских мероприятиях дети с ОВЗ присутствуют обязательно. Вообще, если говорить о коммуникации, то, как поясняет педагог-психолог Ольга Белохвостова, у детей в этом плане нет проблем. Проблемы, наоборот, есть у взрослых. Увы, еще встречаются родители, которых категорически не устраивает, если рядом с их ребенком находится малыш с особенностями развития. Для того чтобы переломить ситуацию, конечно, требуется время, и радует, что такие случаи все же скорее единичные, нежели традиционные. Детский сад №4 почти 2 года работает в режиме эксперимента по обучению детей, имеющих сложные заболевания, и уже можно подводить некоторые итоги. Как говорит Елена Сафронова, главными успехами за прошедшие учебные годы стало то, что педагоги не опустили руки, хотя трудностей было очень много. Все трудности решались оперативно и коллективно. Ни одна проблема не осталась нерешенной. Благодаря появлению такой группы родители получили возможность заниматься еще чем-то кроме ухода за своим ребенком, они спокойно оставляют детей в детском саду, с интересом участвуют в совместных проектах. И, что не может не радовать, дети из группы «Особый ребенок» научились общаться друг с другом, общаться со взрослыми, научились просто улыбаться и смотреть в глаза собеседнику, рисовать, лепить, играть и эмоционально откликаться на то или иное слово или событие. Это одно из самых важных достижений, потому что, каким бы сохранным ребенок не был, он все равно развивается не так, как его сверстники, потому что у него нет двигательного опыта. А нет двигательного опыта – нет и познавательной активности. Ребенок не может пойти и взять что-то, поэтому ему становится неинтересно. Он предпочитает довольствоваться малым и жить в «коконе». Эмоциональный интеллект позволяет вырваться из этого плена. Чтобы убедиться в истинности того, о чем рассказывают педагоги, достаточно зайти в группу «Особый ребенок». Таких детей специально невозможно подготовить. Все, что они чувствуют, написано на их лицах или выражено жестами. Любого входящего «особики» из детского сада №4 встречают неподдельной радостью. Ни один не прячется и не убегает. Хотя бегут ведь для того, чтобы спастись: от чужого равнодушия, злости, грубости, а в детском саду этот бег бессмыслен, потому что сама образовательная организация стала спасательной станцией, где заботу и тепло выдают, как спасательный жилет. В такой защите даже в шторм взрослой жизни попасть не страшно. К сведению Общее число детей-инвалидов, зачисленных в дошкольные организации в 2016 году, составляет 405 человек. В школах обучаются более 2000 детей, чьи родители предоставили документы о наличии инвалидности. К началу 2017 года созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ в 34% общеобразовательных организаций Ленинградской области, 21,2% дошкольных организаций, 30,8% учреждений дополнительного образования детей и 29% учреждений профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте